РАЗРАБОТКИ
|
Факторы повышения эффективности образовательного процесса в школеОсновная цель современного образования заключается в формировании разносторонне развитой личности, которая способна реализовывать свой творческий и интеллектуальный потенциал в собственных интересах, равно как и в интересах общества. Принимая во внимание огромный перечень мировых проблем социального, политического, экологического и экономического характера, которые в свою очередь повлияли на изменение общей парадигмы образования, следует отметить, что проблема повышения эффективности и качества образования на сегодняшний день актуальна как никогда. Современному человеку для успешной самореализации в обществе на данный момент недостаточно всего лишь обладать крепкими и прочными знаниями – от него требуется умение быстро обучаться новому, оперативно переключаться с одного вида деятельности на другой, самому находить нужную информацию, работать с ней, а также совершенствовать собственные навыки. Поэтому и учителю при организации учебного процесса необходимо подбирать такие методы и средства обучения, которые лучше всего способствовали бы развитию такой личности. Как правило, под качеством образования принято понимать соответствие требованиям государственного стандарта, удовлетворение потребительских запросов, востребованность полученных знаний и способность применять их в конкретных ситуациях для повышения уровня жизни. При этом, принимая во внимания веяния времени, следует отметить, что само определение качества образования на данном этапе включает в себе и некоторые новые элементы, такие как:
Факторов, влияющих на эффективность образования, достаточно много – здесь и перманентное самосовершенствование учителем собственной профессиональной компетенции, и создание ситуаций успеха на уроке, и личностно-ориентированный подход, и обучение через диалог и многое другое, но на данном этапе нами выделяются следующие четыре фактора, как ведущие в вопросе повышения качества образовательной деятельности:
Сотрудничество в педагогике принято рассматривать как систему методов и приемов, направленных на достижение осознаваемых и учениками, и учителем целей образования. При правильно организованной совместной деятельности учащиеся и учитель являются равноправными партнерами в реализации заданных государственных стандартов - учитель лишь выступает старшим советчиком, который умело направляет учащихся на самостоятельные поиски решения развивающих задач. Таким образом, у учащихся формируются навыки саморазвития и самообразования и опыт в самостоятельном регулировании и корректировки собственной деятельности с целью получения более высоких результатов в процессе обучения. Немаловажную роль играет также сотрудничество педагогов школы с родителями учащихся. С одной стороны, родители являются первыми и самыми главными учителями, и воспитателями детей вплоть до первого класса, с другой стороны, многие из них не обладают достаточной компетенцией в вопросах обучения, педагогики и психологи. Именно для этого школе необходимо поддерживать тесную связь с семьями учеников. Исследования показывают, что те ученики, чьи родители меньше всего контактируют с классным руководителем или учителями-предметниками, сталкиваются с большими трудностями при налаживании взаимоотношений и со сверстниками, и с людьми более старшего возраста, включая и учителей, и самих родителей. Помимо вышеперечисленного, профессиональный педагог должен стремиться к сотрудничеству и с администрацией школы, и с другими учителями в коллективе в целях обогащения собственного педагогического опыта, а также для того, чтобы поделиться собственными знаниями или авторским стилем. У любого учителя имеется свой неподражаемый стиль и почерк, и у каждого есть чему поучиться. Поэтому в школах, где учителя готовы продемонстрировать друг другу свои индивидуальные черты преподавания, уровень качества образования всегда будет выше. Работа в группе также подразумевает сотрудничество, но уже сотрудничество учащихся между собой. Работая в группах, у учеников есть возможность самостоятельно регулировать объем и направления выполняемой работы, исходя из личностных особенностей. Такая работа способствует развитию коммуникативных навыков, умению находить общий язык со сверстниками, делегировать между собой обязанности, приходить к компромиссу при затруднениях, появляющихся при решении образовательных задач, а также приучает детей к взаимоконтролю и самоконтролю. [4] При выполнении групповой работы, учащиеся начинают воспринимать себя немного иначе - они становятся субъектами собственного учения, что положительно сказывается на их отношении ко всему процессу обучения в целом. При этом, организуя подобного рода работу, необходимо правильно подбирать материал – поставленная перед учениками задача должна быть достаточно сложной и объемной, допускающей некоторое несовпадение в позициях и взглядах учащихся. Чем сложнее будет задание, чем больше работы необходимо будет выполнять для достижения поставленной учебной цели, тем интенсивнее будет взаимодействие учеников между собой. В процессе такой работы, учащиеся стремятся и учатся учитывать позиции других людей, считаться с их мнением, выслушивать аргументы других участников группы и, при необходимости, находить эффективное решение конфликтных и проблемных ситуаций. Одно из главных требований к современному учителю – умение разнообразить урок, сделать его более интересным, чтобы учащиеся стремились с большим усилием добывать новые знания. [3] Этому может поспособствовать творческий подход в преподавании, который подразумевает под собой способность учителя перенимать опыт, творчески его переосмысливать и органично внедрять в процесс обучения и воспитания, добавляя от себя новые элементы. Творчество педагога может затрагивать самые разные аспекты школьной жизни – оно может проявляться в его подходе к ученикам, в оригинальной подаче своего предмета, в выборе средств и методов обучения и воспитания. В современном мире одной из основополагающих задач образования выступает вхождение в информационное пространство. С каждым годом все сложнее представить себе урок, который бы обходился без использования хотя бы базовых информационных технологий, учитывая тот факт, что ко многим современным учебникам уже в комплектацию входят дополнительные материалы в виде мультимедийных учебных пособий, таких как, например, диски. Все активнее в образовательный процесс внедряются разного рода презентации, онлайн тесты, обучающие программы, и, наконец-то, Интернет-ресурсы. Все это позволяет обеспечивать на уроке необходимую наглядность, аудио-сопровождение, что позволяет расширять границы учебной информации и повышать уровень заинтересованности и мотивации и учащихся. [2] Так как, согласно требованиям ФГОС, ученики должны уметь самостоятельно добывать новые знания, актуальность использования современных технологий не заставляет в себе сомневаться. Благодаря Интернет-ресурсам, ученики могут находить необходимую информацию, анализировать ее, отсеивать ненужное, обобщать полученные знания и делиться ими с другими. Рассмотрев одни из основных факторов повышения эффективности образования в школе, следует отметить, что действительно высокий уровень качества образования будет только при условии реализации этих факторов в прочной взаимосвязи друг с другом. Список использованной литературы:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены