РАЗРАБОТКИ
|
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся в контексте их подготовки к написанию сочинения по блоку С
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения по блоку С.
1. Формирование коммуникативной компетенции – одна из главных задач школы
Одним из основополагающих и объединяющих принципов филологического образования является коммуникативность, предполагающая формирование навыков общения разного уровня — от эмпатии, способности сопереживания другому лицу, до диалога культур. Обязательные минимумы содер¬жания основных образовательных программ и по русскому, и по иностранным языкам включают в качестве ключевых такие понятия, как компетенция, коммуникативная, языковая компетенция, виды речевой деятельности, аудирование, чтение и др.
Введение в теорию и практику обучения русскому языку понятия компетенции — не дань моде, не результат ме¬ханического перенесения понятий методики преподавания иностранных языков в школе в методику обучения русскому языку. Утверждение этого понятия — закономерное следствие теоретического осмысления целей и со¬держания обучения русскому языку в школе, критериев овладения русским языком учащимися.
Концепция модернизации российского образования акцентирует внимание на воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в жизненных различных ситуациях. Для реализации этой цели необходимо, прежде всего, научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию. Содержание стандарта также предполагает формирование не только навыков анализа языка, классификации языковых явлений и фактов (именно это до сих пор преобладало в школьной практике), но, прежде всего — воспитание человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Поэтому задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач школы и, в первую очередь, уроков русского языка.
2. Теоретическая сторона вопроса
Для начала рассмотрим понятия «компетентности» и «коммуникации».
Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.
Для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грам-матических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации (коммуникация — лат. commu- nico — связываю, общаюсь).
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Компетенция в обучении русскому языку включает способность к речевому общению и усвоение совокупности знаний о русском языке, формируемых в процессе обучения.
В настоящее время можно говорить об утверждении в методике преподавания русского языка в школе четырех типов компетенции: лингвистической, языковой, комму-никативной, культуроведческой. Каждая из названных компетенций включает в себя знания и умения, навыки, которые должны быть сформированы для ее достижения.
Лингвистическая компетенция формирует познава¬тельную культуру личности школьника. Коммуникативная и языковая обеспечивают развитие коммуникативной культуры. Культуроведческая компетенция в значительной мере ориентирована на формирование ценностно-ориентационной культуры.
В преподавании русского языка в школе с русским языком обучения формирование лингвистической и ком¬муникативной компетенции — две паритетные, одинаково важные задачи преподавания русского языка.
Коммуникативная компетенция — это способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию. В преподавании родного язы¬ка она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи (в методике их обычно называют речеведческими) — стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.Однако эти знания и умения еще не обеспечивают общения, адекватного коммуникативной ситуации, овладение различными видами речевой деятельности в разных сферах общения.
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Определяющее место в коммуникативной компетенции занимают собственно коммуникативные умения и навыки — умения выбрать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта, т. е. умения и навыки речевого общения сообразно коммуникативной ситуации. В настоящее время уже определены компоненты ситуации, или речевые условия, которые определяют выбор слов и грамматических средств. Собственно коммуникативные умения и навыки — это умения и навыки речевого общения с учетом того, с кем мы говорим, где говорим и, наконец, с какой целью. Нет сомнения, что формирование их возможно лишь на базе лингвистической и языковой компетенции.
Покажем, как раскрывается содержание коммуника¬тивной компетенции в Госстандарте общего образования по русскому языку. Например, оно включает в себя усвое¬ние речеведческих знаний:
- формирование навыков анали¬за текста с точки зрения содержания (темы и основной мысли),
- структуры,
- языковых средств,
- выявление средств связи предложений в тексте.
Важная составляющая ком¬муникативной компетенции — формирование и развитие навыков речевого общения на двух уровнях:
— на репродуктивном: адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, воспроизводить текст с заданной степенью свернутости, владеть разными видами чтения и т. д.;
— на продуктивном: создавать тексты различных стилей и жанров, владеть различными видами монолога (по¬вествование, описание, рассуждение) и диалога и т. д.
Следует отметить особую важность формирования в школе коммуникативной компетенции сегодня. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» Правительства Российской Федерации в качестве одного из факторов, приобретающих особую важность, названы коммуникабельность, готовность к сотрудничеству. Школа призвана развивать способности школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Нет сомнения, что одной из характеристик этой личности становятся ее коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимо¬действию, владение культурой слова, устной и письмен¬ной речью в различных сферах применения языка.
3. Практическая сторона вопроса
Речь идет о системе работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся. «Обучать общению, общаясь» — без этих условий нет урока.
Рассмотрим, как формируется коммуникативная компетенция учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения по блоку С.
Cочинение-рассуждение на основе предложенного текста - задание с открытым развернутым ответом.
Это задание проверяет сформированность у учащихся следующих составляющих коммуникативной компетенции:
— умения воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;
— умения анализировать содержание читаемого текста;
— умения анализировать языковую форму воспринимаемого текста; "
— умения формировать и формулировать собственную позицию;
— умения композиционно стройно оформлять связное высказывание;
— умения пользоваться в речи богатством словаря и разнообразием грамматических форм и конструкций родного языка;
— орфографических и пунктуационных умений;
— владение нормами современного литературного языка.
Из этого перечня становится очевидной значимость в структуре ЕГЭ сочинения по предложенному тексту, по¬зволяющего проверить состояние коммуникативной ком-петентности учащихся.
Эта часть экзаменационной работы проверяет также функциональную грамотность учащихся. Она дает представление о том, как выпускники школы владеют монологической речью: понимают ли прочитанное, умеют ли правильно оценить информацию, выразить и обосновать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для будущей профессиональ¬ной деятельности выпускника, становления его как граж¬данина. Кроме того, на основании сочинения можно составить представление и об общем развитии ученика, о его нравственной и социальной зрелости, о его общей культуре, о культуре речевого поведения, о его манере общаться с собеседником — в данном случае с автором текста.
Сочинение-рассуждение на основе предложенного текста как вид итогового контроля имеет ряд преимуществ перед традиционным способом проверки письменной речи — сочинением на свободную или литературную тему. У него более широкие возможности для проверки коммуникативной подготовки выпускников: оно позволяет проверить не только умения создавать собственное высказывание, но и умение понимать при чтении незнакомый текст. Оно не требует никакой предварительной подготовки, связанной со сбором, накоплением и систематизацией рабочих материалов, так как содержание высказывания задано исходным текстом. Кроме того, позволяет увидеть человека таким, какой он есть в момент окончания школы, проверить без специальной подготовки его компетентность в области родного языка.
Подобная ситуация прекрасно проявляет личность выпускника, помогает оценить его искренность, зрелость мышления, нравственные предпочтения, ценностные ориентации, воспитанность, умение корректно вести диалог с автором текста, его общую образованность, общую культуру. В какой-то мере третья часть экзаменационной работы восполняет те потери от знакомства с личностью экзаменуемого, которые мы несем, заменяя традиционный экзамен тестированием, при котором личная встреча абитуриента с экзаменатором становится необязательной, более того — нежелательной.
Существенно и то, что работа выполняется на ос¬нове неизвестного текста, с которым ученик впервые знакомится.
Таким образом, сочинение-рассуждение на основе предложенного текста, а также задания блока А (А28 – А30) позволяют проверить, как сформирована у учащихся коммуникативная компетенция:
— владение специальными речеведческими знаниями (о стилях и типах речи, о тексте и его строении, об уместном использовании в нем средств языковой и речевой выразительности) и умениями применять их к анализу и конструированию текста;
— владение умениями и навыками в разных видах речевой деятельности, в том числе в чтении, письме.
4. Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения по блоку С.
В 10 – 11 классах ведется систематическая подготовка учащихся к написанию сочинения по блоку С.
Начинается она с предварительной беседы, во время которой ребята знакомятся с соответствующим алгоритмом и новой терминологией. Дается объяснения понятия «модуль» как одной из составляющих будущего сочинения. Перед учащимися ставится задача сформулировать модули, заявленные в алгоритме и соответствующие критериям К1-К4, а также вступлению и заключению работы. Учитель нацеливает учащихся на умение создавать цельное высказывание – вступление, которое далее послужит заключением, если его доработать, например, добавив риторический вопрос. Таким образом, рождается кольцевая композиция будущего сочинения. Чтобы научиться делать это хорошо, надо тренироваться. Учащимся предлагается тренинг: даются возможные ключевые слова, соответствующие теме текста, которые надо развернуть в законченные высказывания. Слова-темы, предложенные детям с этой целью: война, природа, человек, жизнь, родина; любовь, дружба, милосердие, героизм. Дайте лексическое толкование этим словам, используя, например, умение составлять словарную статью и знания по обществознанию. Большинство учащихся готовятся к ЕГЭ по этому предмету, помнят значение многих терминов и понятий.
Алгоритм №1:
1. Соберите материал по модулям, где модуль – это материал, соответствующий критериям К1- 4. Отдельно поработайте над модулем под названием «вступление» и «заключение».
2. Оформите модули сочинения.
3. Соедините модули в соответствии с вашей авторской идеей, используя по необходимости клише или типичные речевые конструкции.
4. Прочитайте работу, сделай самопроверку, убедившись в своём мастерстве.
Более подробно рассмотрим, как работать по этому алгоритму:
1.Соберите материал по модулям, где модуль – это материал, соответствующий критериям К1- 4. Отдельно поработайте над модулем под названием «вступление» и «заключение».
Я читаю текст и
определяю
- Тему текста (О чём идёт речь?), выписывая ключевые слова, которые пригодятся, чтобы написать вступление – модуль№1
- Основную мысль (чему учит текст?)
- Проблему (-ы), выделяю главную – модуль №2
Какие вопросы волнуют автора?
- Авторскую позицию – модуль №3
Каково отношение автора к тому, о чём он рассуждает, рассказывает? Как отвечает автор на поставленный (-ые) вопрос (-ы)? К чему призывает?
К какому выводу приходит автор? Какова основная мысль текста?
Подсказка в заданиях А 28, В 8
Продумываю
- Комментарий к поставленной проблеме – модуль №4
Какие примеры приводит автор по данной проблеме? (выборочный сжатый пересказ тех фрагментов авторского текста, где содержатся примеры по проблеме)
-Собственное отношение к поставленной проблеме и два своих примера – модуль№5 - Тема любви к родине, русскому северу
- Ключевые слова – русский север, лучший край
Я формулирую (оформляю модуль)
- Чем дорог русский север и почему мы его должны хранить как зеницу ока?
Или: Проблема истинного патриотизма
- Мне трудно выразить словами своё восхищение этим краем, моё преклонение перед ним.
- Я готов поклясться. Что лучше края я не видел
- сжато излагаем предложения№3-6, 9-12
Стихотворения мурманских поэтов о родине: «Мачтовый город» В.Тимофеева, «Мурманск вечером» А. Подстаницкого.
- Чем дорог русский север и почему мы его должны хранить как зеницу ока?
Или: Проблема истинного патриотизма
- Мне трудно выразить словами своё восхищение этим краем, моё преклонение перед ним.
- Я готов поклясться. Что лучше края я не видел
- сжато излагаем предложения№3-6, 9-12
Стихотворения мурманских поэтов о родине: «Мачтовый город» В.Тимофеева, «Мурманск вечером» А. Подстаницкого.
2.Оформите модули сочинения:
Вступление к сочинению - модуль№1
- лирическое размышление;
- ряд риторических вопросов, созвуч-
ных теме (идее, проблеме текста)
- рассуждение о заглавии, которое ты бы
дал этому тексту;
- ряд назывных предложений, создающих
образную картину (по ассоциации с проблематикой);
- цитата, пословица, поговорка, содержа-
щая основную мысль текста (может быть выходом на проблему);
- ключевое слово (с комментарием);
- иллюстрация фактом основной мысли;
- диалог с воображаемым собеседником
о теме, идее или проблеме текста.
Часто мы не знаем, с чего начать свое сочинение. В.Н. Александров и О.И. Александрова в книге «Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение» дают основные способы моделирования вступления. Это приемы, которые, во-первых, достаточно просты в исполнении, во-вторых, позволяют проникнуть в содержание исходного текста, то есть сформулировать его тему или главную мысль, в-третьих, дают возможность выразить автору свою личностную позицию.
I. Ключевое слово
Схема приема:
1) Запишите ключевое слово.
2) Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем сознании это слово.
3) Сделайте переход к теме исходного текста.
Примеры выполнения:
1) «Текст-портрет», который посвящен великому русскому писателю Ф. Достоевскому.
а) Упрощенный вариант:
Достоевский… Творчество этого великого писателя навсегда вошло в золотой фонд русской литературы. Сегодня невозможно представить отечественную словесность без его произведений. (Переход к исходному тексту.)
Именно этому выдающемуся художнику посвящает свою статью …
б) Профессиональный вариант:
Ф. Достоевский… Стоит только произнести это имя, и в сознании возникает целый мир образов: знойный Петербург, измученные горем бедные люди, сумеречный Мертвый дом… Великий художник живет в нашем сердце, его тревожная мысль до сих пор волнует душу. (Переход к анализу исходного текста.)
«Почему ________________, _______________, почему ________________?» - эти вопросы звучат в статье __________________.
2) «Текст-проблема», в котором четко выделяется ключевое слово-тема.
Память… Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом. Д. Лихачев заставляет нас с новой силой ощутить глубину и важность этого понятия…
II. Вопросы-стимулы
Схема приема:
1) Задайте два-три вопроса, которые созвучны теме исходного текста.
2) Напишите, что поиск ответов на эти вопросы и является главной задачей автора.
Пример выполнения:
Почему человек перестает понимать другого человека? Почему крик о помощи тонет в равнодушной тишине? Почему лед безразличия сковал людские сердца? Кто виноват в душевной глухоте? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти известный писатель Даниил Гранин.
III. Картина
Схема приема:
1) Запишите три-четыре назывных предложения, которые рождают в сознании целостную картину, по тональности созвучную чувству, воплощенному в исходном тексте. Эта картина проиллюстрирует состояние мира, которое неизбежно наступит, если мы не задумаемся над проблемами, поставленными автором текста.
2) Сделайте переход к исходному тексту.
Пример выполнения:
Бескрайняя пустыня… Знойное солнце… Горячий песок… Сожженные засухой деревья… И мертвое безмолвие…
Такой станет наша земля, если мы не начнем бережно относиться к природе. Именно эта мысль отчетливо звучит в _____________________________.
IV. Название.
Схема приема:
1) Прочитайте исходный текст, самостоятельно озаглавьте его так, чтобы название воплощало главную мысль.
2) Объясните, почему именно так следовало бы назвать текст.
Пример выполнения:
«Ключи от счастья! – так можно было бы озаглавить этот текст, потому что труд, о котором пишет автор, делает человека подлинно счастливым. Подумайте, что было бы с нами, если бы у нас отняли необходимость трудиться!
Возможные варианты вступления:
- Если знаете что-либо об авторе, можно написать несколько слов о нем или о своем знакомстве с его книгами (если автор вам известен). Но здесь главное не перепутать Гоголя с Гофманом, Достоевского с Паустовским и не приписать им, например, «Пиковую даму».
- Написать о впечатлении, которое произвел текст (но без пафоса и лжи) Если впечатление резко отрицательное, лучше об этом умолчать, чтобы не было снижения баллов за этику. Если текст произвел сильное впечатление, желательно подумать почему.
- Можно обрисовать типичную (аналогичную изображенной в тексте) ситуацию (Часто бывает так, что).
Формулировка проблемы - модуль№2
Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором:
- проблема милосердия,
- нравственного выбора,
- социальной справедливости,
- жестокого отношения (к чему или кому?),
- одиночества,
- цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное),
- сложности жизни,
- роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др.
Как правило, описанный случай для автора – иллюстрация к его размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить.
Слово «проблема» (или «вопрос») обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже. Кроме того, очень важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни. Мы пишем о первой. (Многие путают и пишут: «У автора есть проблема»… Звучит довольно забавно).
Комментарий - модуль№4
Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Проще всего поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:
• Кому адресован текст (узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой)? Здесь хорошо бы отметить, на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема им интересна?
• Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность?
• Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На каком жизненном/ литературном материале строится текст? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?
• С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе автором текста конкретных слов, деталей).
• Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание.
• Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя?
• Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.
Авторская позиция - модуль№3
в публицистическом тексте, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами. Впрочем, если вы процитируете, балл не снизят. Если же текст художественный, позиция автора может быть не заявлена прямо. Здесь нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста:
• Если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция все же не обозначена прямо, можно написать примерно следующее: Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что … (условно говоря, так поступать недопустимо, потому что это влечет за собой…).
• Некоторые авторы используют «маску»: говорят от имени героя-рассказчика, заставляют его произносить откровенные глупости, совершать неблаговидные поступки, а сами вроде бы остаются в стороне, их позицию определить трудно. Что делать в таких случаях? Иногда (не всегда!) помогает название, но чаще всего в речи героя все же «спрятаны уши сочинителя», и надо постараться их отыскать. В каких случаях мы имеем дело с таким героем? Если рассказчик не просто пересказывает известные ему события, но и активно действует сам, оценивает свои действия и действия других лиц, то нужно присмотреться, каковы эти действия и каковы их последствия? Какова речь рассказчика (особенно если она содержит речевые ошибки)? Если вы столкнулись с таким текстом, то комментарий как раз можно основывать на размышлениях о том, что представляет собой герой, от имени которого ведется повествование. Если герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, то, возможно, автор думает так же, как и вы.
• Проще говоря, не надо ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.
Собственное мнение и аргументы - модуль№5
Высказывая собственное мнение, недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором, то есть недопустимо писать так: «Я согласен/не согласен с автором, потому что он пишет о (считает, что…)…». Вы ведь не о причине своего согласия/несогласия с автором пишете, а аргументы в защиту/против авторской позиции подбираете. А аргументы должны что-то доказывать. Формула должна быть примерно такая: «Я согласен/не согласен с автором, потому что… и считаю…»
Кстати, если не пишется или пишется мало и с трудом набирается 149 слов, можно использовать вопросно-ответную форму повествования: задали себе вопрос и сами на него отвечаете. Но тоже без особого энтузиазма, знаете ли. Этот прием хорош в комментариях, но его можно использовать не более 2- 3 раз.
3.Соедини модули в соответствии с вашей авторской идеей, используя клише или типичные речевые конструкции
С1 Формулировка проблем исходного текста – модуль №2 (1 балл)
Известный русский писатель … рассказывает о…, восхищаясь (или: заставляя задуматься…). Это тот вопрос (проблема), поразмышлять над которым и предлагает автор текста.
Автор предложенного текста рассказывает, как…(или: обращается к проблеме…)
В центре внимания автора(известного писателя… публициста) много актуальных проблем, особенно подробно говорит о… . Это и есть, на мой взгляд, главная проблема текста.
Предложенная статья посвящена проблеме…
Автор предпринимает попытку ответить на вопрос…
С2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста – модуль №4 (2 балла)
Автор напоминает (что?)… . Глазами автора мы видим, как… . Писатель передаёт… . Кратко и точно автор объясняет, как, каким образом…. . Аргументированно и увлечённо автор рассказывает о… .
Автор замечает (отмечает, обращает внимание читателя на…) Автор убедительно доказывает, что… .
Поражает (удивляет, что…, как…)
С3 Отражение позиции автора исходного текста – модуль №3 (1 балл)
Размышляя о …, автор приходит к выводу: «…».
Авторская позиция понятна. Автор уверен (убеждён, считает, очень эмоционально отстаивает идею…)
Несомненно, автору удалось доказать…(в предельно сжатой, но вместе с тем в яркой, эмоциональной форме передать..). Автор не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально:…(цитата).
Вывод неожидан. Автор полагает, что…
С4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме – модуль №5 (3 балла)
Структура С4: ТЕЗИС - ДВА АРГУМЕНТА - ВЫВОД
С такой позицией трудно не согласиться. Автор правомерно считает, что… Действительно,….(аргумент). Не менее интересным (убедительным) является и…(аргумент).
Попытка автора раскрыть (доказать)… , на мой взгляд, удалась. (Аргументы: во-первых, …. Во-вторых,… ).
Меня глубоко потрясло убеждение автора в том, что…. Размышляя об этом, я всё больше и больше соглашалась (-лся) с этой мыслью. На память пришли строки (аргументы)
Мне близки и понятны чувства и мысли автора. Полностью разделяю его взгляды. (аргументы).
Автор, как мне кажется, очень точно (верно) отмечает, .что… Доказательством этому служат факты из… (примеры из… ). Привести конкретные аргументы.
Таким образом,…
Итак,….
Из всего сказанного можно сделать вывод…
Используй следующие средства логической связи:
- вводные слова,
-союзы.
4. Прочитайте работу, сделайте самопроверку, убедившись в своём мастерстве.
Не забывайте каждую часть начинать с красной строки и продумывать логику перехода от одного абзаца к другому.
Вы закончили черновик. Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.
Просмотрите, как вы прокомментировали проблему. Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные – автор в тексте может поднимать несколько проблем, вам важно говорить только об одной!
5. Методика поэтапной подготовки учащихся к написанию сочинения-рецензии.
1-й этап. Подготовка начинается со среднего звена, в котором практически начинаем готовиться к традиционному сочинению по литературе в 11-м классе. Я работаю по традиционной программе и очень много времени уделяю работе по развитию речи. Пишем много сочинений, изложений, темы к которым часто предлагаю свои, неизбитые, но они интересны ребятам. Вот примеры таких тем:
а) Я чувствую, что взрослею. (5, 7, 9-е классы)
б) Судил ли я самого себя?
в) Близки ли мне мои близкие?
г) Иногда мне удается быть внимательным к людям… (8, 9-е классы)
2-й этап. Много времени уделяю работе над текстом. На уроке мало возможности, чтобы этим заниматься: слишком много задач нужно решить. Поэтому, заложив основы работы над текстом в 5–7-х седьмых классах, возвращаюсь к этому более углубленно в 8–9-х классах в спецкурсе “Анализ текста на уроках русского языка”.
3-й этап. Когда формируется новый десятый класс, я разрабатываю темы занятий по русскому языку из расчета один урок в неделю.
Этот план занятий составляется, исходя из знаний и способностей детей каждого выпуска. Рассчитан он на 10–11-е классы, то есть на два года. План является подвижным: я свободно могу менять одну орфографическую или пунктуационную тему на другую, исходя из возникшей необходимости, например: низкие оценки за грамотность в сочинениях, неважные результаты по диктанту и т.д.
4-й этап. Готовя старшеклассников к выполнению части С, я настраиваю их на написание сочинения-рецензии. В тетради по подготовке к ЕГЭ заранее собираем материалы по отзыву и рецензии. Многое для получившегося материала по рецензии я взяла из журнала “Русский язык в школе” № 1 за 1998 год, газеты “Русский язык” (Приложение к газете “Первое сентября”) № 8 (176) за 1999 год. Обобщила эти материалы, составила универсальный “Типовой план для написания рецензии”.
5-й этап. Работая над сочинением-рецензией по большому тексту, предлагаю ребятам более простой план-памятку, составленный мною с учётом требований к заданию С. План этот доступен и удобен в качестве подсказки при написании рецензии объёмом не менее 150 слов, как это требуется в КИМах. Постоянная работа с такой памяткой позволяет ученикам более уверенно чувствовать себя в процессе работы над сочинением, приучает следовать пунктам плана, закрепляет навыки написания рецензии.
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
|