РАЗРАБОТКИ
|
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК МУЗЫКИ – ЛИТЕРАТУРЫ в 7А классе ПО ТЕМЕ «БАЛЛАДА КАК ЖАНР РОМАНТИЗМА»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК МУЗЫКИ – ЛИТЕРАТУРЫ
в 7А классе ПО ТЕМЕ «БАЛЛАДА КАК ЖАНР РОМАНТИЗМА» Учителя: учитель русского языка и литературы учитель музыки Цель урока: познакомить обучающихся с понятием «баллада» как жанром (литературно-поэтическим и музыкальным) профессионального искусства, историей его возникновения и развития. Задачи урока: - расширение понятийного аппарата обучающихся: знакомство с терминами «романтизм», «баллада», «литературный перевод», «программная музыка»; - определение закономерностей построения баллады в музыкальном и литературном искусствах (на примере творчества В. Жуковского и Ф. Шуберта); - формирование навыков анализа лирического литературного произведения и программного музыкального произведения; - развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, навыков вокально-хорового исполнительства, импровизации. Оборудование: доска, фортепиано, аудиомагнитофон. Музыкальный, наглядный и дидактический материалы: муз. Ф. Шуберта, сл. И. Гете «Лесной царь» (варианты на немецком и русском языках), портреты В. Жуковского, И. Гете, Ф. Шуберта; иллюстрации к балладам; раздаточный материал: тексты баллады «Лесной царь» (в пер. В. Жуковского), тексты песни М. Зива «О Робин Гуде», словари эстетических эмоций, опорные карточки со средствами музыкальной выразительности. Ход урока Учитель литературы: Ребята, на прошлых уроках литературы мы говорили о чудесном воздействии на человека произведений устного народного творчества, о зарождении русской письменности, познакомились с летописями как жанром древнерусской литературы, окунулись в прошлое России, в жизнь Древней Руси. Давайте вспомним, кто же создавал произведения древнерусской литературы? (священнослужители, монахи) Почему? (они были самыми образованными людьми того времени) Вы правы. Первыми авторами литературных произведений были церковнослужители, но постепенно литература становится общим достоянием, появляются светские писатели. «Золотым веком литературы» общепризнанно считается 19 век, и сегодня мы начинаем знакомство с отдельными его представителями и их произведениями. Тема нашего урока - «Баллада как романтический жанр» (запись в рабочих тетрадях). Обратимся к ключевому слову урока. Можете ли вы подобрать однокоренные слова к слову «романтизм»? (романтика, романтический) Что значат эти слова? Верно, ребята, у слов романтизм, романтика, романтический есть общий французский корень (т.к. эти слова имеют иноязычное происхождение), что в переводе означает «таинственный». Именно словом «романтизм» стали называть направление в искусстве (литературе, музыке, живописи), пришедшее к нам из Франции (запись в рабочих тетрадях). Исходя из этимологии этого слова, предположите, о чем могут рассказывать произведения представителей романтизма? (о чем-то таинственном, загадочном, неизвестном) В целом, вы правы, но я предлагаю обратиться за помощью к нашему ученику-консультанту, который познакомит нас с этим новым термином. Учащийся зачитывает словарную статью Итак, что же отличает романтизм как литературное направление? (интерес к человеку, столкновение реального мира с выдуманным, тайна, загадка, беспокойные герои, яркие пейзажи) Учитель музыки: А как вы думаете, что будет отличать романтические музыкальные произведения? Каким должен быть их сюжет? (фантастическим, сказочным, ярким, запоминающимся, рисующим таинственные образы) Вы правы. Сегодня речь пойдет об одном из жанров этого интересного направления и авторах, работавших в данном жанре. Это жанр баллады. Учитель литературы: Баллада – от итал. ballare – «плясать» - хоровая песня в средневековой западноевропейской поэзии, и позднее – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай (запись в рабочих тетрадях). Учитель музыки: А вот определение баллады как музыкального жанра, сравните характеристики: баллада – вокальное произведение, написанное на фантастический, исторический либо драматический сюжет, или инструментальная пьеса (запись в рабочих тетрадях). Отметили какие-либо закономерности этих двух определений? И снова вы правы. Многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими происшествиями, с героическими поступками. Выделим основные законы жанра баллады (запись в рабочих тетрадях): 1. Наличие сюжета (т.е. действия). В музыке такие произведения относят к разделу «программная музыка» - это музыка, в основе которой лежит «программа», т.е. какой-то совершенно конкретный сюжет или образ. 2. В основе баллады – необычный сюжет. 3. Есть тайна. Как вы думаете, где сначала появилась баллада – в Европе или в России? На юге Франции издавна с наступлением мая существовал обычай встречать приход весны. Это был настоящий праздник. В этот день парни уходили в лес и возвращались с громадными охапками зеленых ветвей. Ими украшали окна и двери домов. А среди самых красивых девушек выбирали «майскую королеву» - хозяйку праздника. Все плясали и водили хороводы. Песни, под которые танцевали, прославляя весну, назывались балладами, что означало «танцевальные песни». Со временем баллады утратили свой плясовой характер, и название «баллада» закрепилось за поэтическим произведением повествовательного характера, исполнение которого часто сопровождалось игрой на каком-либо инструменте. Баллады создавал народ, они передавались их поколения в поколение. Много баллад было создано странствующими поэтами и музыкантами – жонглерами, трубадурами, менестрелями. Одни баллады повествовали о битвах, сражениях с вражеским нашествием, другие – прославляли храбрость и ум простых людей. Нередко встречались баллады, наполненные фантастикой, шуткой, юмором. Баллады пользуются большой популярностью во всех странах. В разных местах они именуются по-разному. Так, во Франции и Англии они так и называются – балладами, в Испании – романсами, в России – былинами. И сейчас я предлагаю вам послушать балладу немецкого композитора-романтика Франца Шуберта (на доске появляется портрет композитора) под названием «Лесной царь» на слова известного немецкого поэта И. Гете (на доске появляется портрет поэта). Произведение прозвучит на языке оригинала – немецком. Но, несмотря на это, мне кажется, что эта музыка не оставит вас равнодушными. Кроме того, чтобы впечатление от прослушивания было полным и более понятным, я попрошу 1ю и 2ю творческие группы выполнить следующие задания: 1я группа – осуществляет работу со словарем эстетических эмоций, выбирая наиболее созвучные характеру музыки определения; 2я группа – определяет с помощью опорных карточек средства музыкальной выразительности, создающие целостный образ музыкального произведения. Итак, приступаем к работе (восприятие – Ф. Шуберт «Лесной царь» на немецком языке, озвучивание результатов работы по группам). Учитель литературы: Ребята, как вы считаете, о чем может рассказывать данная баллада? Хотели бы вы услышать, как это произведение звучит на русском языке? Самым известным переводчиком баллад на русский язык был великий русский поэт 18 – 19 вв. Василий Андреевич Жуковский (на доске появляется портрет поэта). Он был прекрасно образован, был поэтом, переводчиком. Царь Николай I пригласил Жуковского к своим детям в качестве наставника. Также поэт был учителем и другом А.С. Пушкина. Вот какой незаурядной личностью был Василий Андреевич Жуковский, как, впрочем, и все герои романтических произведений, над которыми работал поэт. Именно Жуковский познакомил русскую публику с произведениями немецких романтиков – Шиллера, Гете. Его переводы становились совершенно оригинальными произведениями, в чем мы с вами постараемся убедиться. Вы спросите, а кто такой Гете? Обратимся к учебнику за справкой (работа учащихся с учебником). Итак, теперь мы знаем немного и о немецком поэте и о его переводчике. Познакомимся с текстом самой баллады, и ваше задание перед прослушиванием будет следующим: отметить в произведении черты баллады, о которых мы уже говорили (учитель читает русский вариант баллады «Лесной царь», учащиеся озвучивают свои выводы). Учитель музыки: И вот, наконец, музыкальный вариант баллады «Лесной царь» на русском языке. Во время звучания произведения, я прошу 3ю группу выполнить следующее задание – в текстах баллады, которые находятся перед вами, отметить кульминацию – самый яркий момент в музыке, а также определить, что изображает фортепианный аккомпанемент баллады, какой музыкальный образ рисует (восприятие, озвучивание результатов работы группы – кульминация в финале произведения, сопровождение в ритме бешенной скачки). Учитель литературы: Итак, ребята, какая же атмосфера создана в произведении? (тревога, предчувствие гибели, трагедии) Каково отношение лесного царя к младенцу? (он хочет заполучить его к себе, отлучить от отца, лишить жизни) Почему отец не видит лесного царя? (он считает, что это бред, сон больного младенца) Можно ли точно сказать, сон это или явь? Действительно ли существует лесной царь как представитель чудесного, нереального мира или это только сон младенца? (нет, это остается загадкой) Все ваши выводы по литературному и музыкальному вариантам произведения еще раз доказывают, что перед нами один из наиболее ярких жанров романтизма – баллада. Д/з: а для того, чтобы вы тоже смогли выразить свое отношение к данному произведению, я попрошу вас дома попробовать выполнить иллюстрацию к балладе «Лесной царь». Учитель музыки: Как мы уже успели убедиться, жанр баллады пользуется популярность во всех странах. Народ бережно хранит их в своей памяти. Самый яркий тому пример – баллады о похождениях Робин Гуда, которые передаются из уст в уста в течение уже пяти столетий. И современные композиторы нередко обращаются в своих произведениях к образу благородного Робин Гуда. Примером тому станет песня «О Робин Гуде», который мы сегодня завершим разговор о романтическом жанре баллады (педагогический показ песни, разучивание и исполнение учащихся с опорой на тексты песни). И. Гете (пер. В. Жуковского) «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ» Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник; Обняв, его держит и греет старик. «Дитя, что ко мне ты так робко прильнул» «Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в темной короне, с густой бородой». «О нет, то белеет туман над водой». «Дитя, оглянися, младенец, ко мне; Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи; Из золота слиты чертоги мои». «Родимый, лесной царь со мной говорит: Он золото, перлы и радость сулит». «О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы». «Ко мне, мой младенец! В дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей; При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять». «Родимый, лесной царь созвал дочерей: Мне, вижу, кивают из темных ветвей». «О нет, все спокойно в ночной глубине: То ветлы седые стоят в стороне». «Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой». «Родимый, лесной царь нас хочет догнать; Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать». Ездок оробелый не скачет, летит; Младенец тоскует, младенец кричит; Ездок погоняет, ездок доскакал… В руках его мертвый младенец лежал. И. Гете (пер. В. Жуковского) «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ» Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник; Обняв, его держит и греет старик. «Дитя, что ко мне ты так робко прильнул» «Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в темной короне, с густой бородой». «О нет, то белеет туман над водой». «Дитя, оглянися, младенец, ко мне; Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи; Из золота слиты чертоги мои». «Родимый, лесной царь со мной говорит: Он золото, перлы и радость сулит». «О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы». «Ко мне, мой младенец! В дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей; При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять». «Родимый, лесной царь созвал дочерей: Мне, вижу, кивают из темных ветвей». «О нет, все спокойно в ночной глубине: То ветлы седые стоят в стороне». «Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой». «Родимый, лесной царь нас хочет догнать; Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать». Ездок оробелый не скачет, летит; Младенец тоскует, младенец кричит; Ездок погоняет, ездок доскакал… В руках его мертвый младенец лежал. Задание: выбери для каждого средства музыкальной выразительности свою характеристику, соответствующую настроению музыки, и поставь стрелки: Лад мажор минор переменный Темп быстрый умеренный медленный Динамика p (тихо) f (громко) (усиливая громкость) (уменьшая громкость) Ритмический ровные длительности рисунок пунктирный ритм Исполнитель детский голос женский голос мужской голос Сопровождение гитара фортепиано симфонический оркестр СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Жуковский В.А. Баллады. Поэмы и сказки. – М.: Изд-во «Правда», 1982. 2. Музыка. 7 класс: Поурочные планы по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева / Авт.-сост. В.М. Самигулина. – Волгоград: Учитель, 2005. 3. Надолинская Т.В. На уроках музыки о литературе и искусстве. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. 4. Смешинки: Песни из мультфильмов для детей. Выпуск 5 / Сост. М. Усенко. – Киев: Музыкальная Украина, 1980. 5. Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. 6 кл.: Учебник / Под ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2008. 6. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. 7. Энциклопедия для юных музыкантов / Авт.-сост. И.Ю. Куберский, Е.В. Минина. - СПб.: ТОО Диамант, ООО Золотой век, 1997. 8. Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская. – М.: Педагогика, 1985. АУДИОМАТЕРИАЛЫ 1. Фонохрестоматия к учебнику «Музыка». 6 класс / Сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2004.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены