РАЗРАБОТКИ

Другие модули


План-конспект открытого урока музыки в 7 классе «За веру, царя и Отечество!»

Комитет образования и науки г.Курска
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №36 г.Курска

План-конспект
открытого урока музыки
в 7 классе

«За веру, царя и Отечество!»



Выполнила: учитель высшей категории
Дюжева Е.И.

КУРСК - 2010

УРОК 8
Тема: "За веру, царя и Отечество"

Цель: Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, ценностного отношения к православной и музыкальной культуре России, прививать любовь к хоровому пению.

Задачи:
-воспитательная: воспитывать у учащихся навык работы в команде, проводить анализ музыки, сопоставлять взаимосвязи.
-образовательная: познакомить учащихся с новыми музыкальными жанрами: УВЕРТЮРА, ТРОПАРЬ, ГЛАС, ОСМОГЛАСИЕ, ОКТОИХ.
-развивающая: развивать у учащихся музыкальный слух, навыки хорового пения, умение интонировать с помощью наглядности.

Дидактический материал: пособие "Справочное бюро"(заранее приготовленное), наглядная лестница с изображением ступеней лада, текст ТРОПАРЯ Кресту с переводом (раздаточное).

ТСО: доска, фортепиано, мультимедийный аппарат, проигрыватель СД.

Наглядные пособия: Портрет П.И. Чайковского, императора Александра 1, м\ медийные слайды с изображением храма Христа Спасителя, русской природы, изображение Казанской иконы Богородицы.

Ход урока:

1. Орг. момент. Музыкальное приветствие.

У: Перед тем как мы перейдем к разминке, я предлагаю нам включить в работу СПРАВОЧНОЕ БЮРО. Дело в том что сегодня мы познакомимся с церковной музыкой, а она к нам, как известно, пришла из Греции, поэтому сложные греческие слова мы будем изучать с помощью справки (Раздает дидактический материал желающим ученикам).

2. Вокально-хоровая разминка

а) Вот иду я вверх (с показом ручными знаками):

б) распевание по ступеням:

в) распевание по алгоритму:

2. Повторение пройденного:

У: Ребята, вам напомнила что-нибудь эта мелодия?
Д: Да, молитву. Мы распеваем с вами церковную мелодию 1 гласа, всего гласов 8, они возникли еще в глубокой древности, когда еще не было даже нотной грамоты, церковные мелодии были достаточно простыми, доступными для каждого. 8 гласов по-гречески еще называются ОКТОИХ (С.Б.)

3. Изучение нового материала.

У: На сегодняшнем уроке я предлагаю исполнить ТРОПАРЬ КРЕСТУ на эту простую мелодию 1 гласа (РАБОТАЕТ С.Б. ТРОПАРЬ - ГЛАВНОЕ ПЕСНОПЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ВЫРАЖАЮЩЕЕ ЕГО СУТЬ) Дети поют.

У: Давайте попробуем перевести с церковнославянского языка это песнопение:
"Спаси, Господь, людей Твоих и благослови Твое достояние, победу дай православным христианам над врагами, сохраняя их Крестом"

У: Как вы считаете в каких случаях люди обращались к Богу так?

Д: В минуту опасности, во время нападения врагов.

У: как шли люди раньше на войну?

Д: (предполагают): наверное они крепко молились Богу.

У: Да, действительно все шли на войну и простые люди и духовенство. Например в Отечественную войну 1812 года.
А как вы считаете, как молились Богу, если война благополучно заканчивались
Д. Благодарили Бога.
У: Не только благодарили, но даже воздвигали храмы в благодарность. Так после окончания войны 1812 года Манифестом императора Александра было постановлено строить Храм Христа Спасителя в Москве. (Показывает иллюстрацию). История храма. На открытие храма великий русский композитор П.И. Чайковский написал Увертюру "1812 год" (С.Б.) Давайте послушаем увертюру.

5.Слушание музыки Увертюра 1812.

У: какая эта музыка по характеру?

Д: Торжественная, воинственная и в то же время бодрая.
У: Были ли в Увертюре знакомые темы?

Д: Да, в самом начале звучала Тропарь Кресту, это означало, что люди молились Богу перед сражением.

Д: еще там звучал старинный гимн России "Боже, Царя храни!

У: Так, что же хотел показать композитор этими темами.

Д: Наверное, что наш народ шел на эту войну за свою православную веру и за Царя.

У: А как мы можем это выразить в призыве:
Д: ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ и ОТЕЧЕСТВО!

У: Давайте запишем этот призыв на доске.

Д. и У. пишут девиз.

У: Я вам также желаю быть настоящими патриотами своей страны, уважать православную культуру, беречь историю своей страны.
Давайте повторно прослушаем увертюру и в качестве закрепления вместе с оркестром напоем ТРОПАРЬ Кресту.

(Слушаем и припеваем)

6. Подведение итогов. Выставление оценок.

У: Итак, мы сегодня на уроке познакомились с новыми музыкальными жанрами: увертюра, октоих, Тропарь, осмогласие. Уведели как духовная и классическая музыка тесно переплетаются в русской музыкальной культуре, помогают нам больше любить свою веру и Отечество.

7. Музыкальное прощание.

Приложение 1

Тропарь Кресту

Приложение 2

Справочное бюро

Увертюра – в переводе с фр. (ВСУПЛЕНИЕ).

ТРОПАРЬ – (ГРЕЧ.) – ОБРАЩАЮ – главное песнопение праздника, выражающее его суть.

Осмогласие – система из 8 мелодий, употребляющихся в церковной музыке. Число мелодий символично. 8-символ бесконечности и Царства Небесного.

Октоих – то-же самое, что и ОСМОГЛАСИЕ, только по-гречески.
______________________________________________________________________

Литература:

1. Беседы о церковном пении. Очерки. Изд.М.П.- 1999.

2. Гарднер. История церковного пения том 1. М.- 1996.

3. Музыкальный словарь. М.- 2005.

4. Храм Христа Спасителя. Изд. "ПРЕСВЕТ". Сп.-2000.

5. Рапацкая Л.А. Русская духовная музыка. М.- 2002.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены