РАЗРАБОТКИ
|
План-конспект открытого урока музыки в 7 классе «За веру, царя и Отечество!»
Комитет образования и науки г.Курска
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №36 г.Курска План-конспект открытого урока музыки в 7 классе «За веру, царя и Отечество!» Выполнила: учитель высшей категории Дюжева Е.И. КУРСК - 2010 УРОК 8 Тема: "За веру, царя и Отечество" Цель: Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, ценностного отношения к православной и музыкальной культуре России, прививать любовь к хоровому пению. Задачи: -воспитательная: воспитывать у учащихся навык работы в команде, проводить анализ музыки, сопоставлять взаимосвязи. -образовательная: познакомить учащихся с новыми музыкальными жанрами: УВЕРТЮРА, ТРОПАРЬ, ГЛАС, ОСМОГЛАСИЕ, ОКТОИХ. -развивающая: развивать у учащихся музыкальный слух, навыки хорового пения, умение интонировать с помощью наглядности. Дидактический материал: пособие "Справочное бюро"(заранее приготовленное), наглядная лестница с изображением ступеней лада, текст ТРОПАРЯ Кресту с переводом (раздаточное). ТСО: доска, фортепиано, мультимедийный аппарат, проигрыватель СД. Наглядные пособия: Портрет П.И. Чайковского, императора Александра 1, м\ медийные слайды с изображением храма Христа Спасителя, русской природы, изображение Казанской иконы Богородицы. Ход урока: 1. Орг. момент. Музыкальное приветствие. У: Перед тем как мы перейдем к разминке, я предлагаю нам включить в работу СПРАВОЧНОЕ БЮРО. Дело в том что сегодня мы познакомимся с церковной музыкой, а она к нам, как известно, пришла из Греции, поэтому сложные греческие слова мы будем изучать с помощью справки (Раздает дидактический материал желающим ученикам). 2. Вокально-хоровая разминка а) Вот иду я вверх (с показом ручными знаками): б) распевание по ступеням: в) распевание по алгоритму: 2. Повторение пройденного: У: Ребята, вам напомнила что-нибудь эта мелодия? Д: Да, молитву. Мы распеваем с вами церковную мелодию 1 гласа, всего гласов 8, они возникли еще в глубокой древности, когда еще не было даже нотной грамоты, церковные мелодии были достаточно простыми, доступными для каждого. 8 гласов по-гречески еще называются ОКТОИХ (С.Б.) 3. Изучение нового материала. У: На сегодняшнем уроке я предлагаю исполнить ТРОПАРЬ КРЕСТУ на эту простую мелодию 1 гласа (РАБОТАЕТ С.Б. ТРОПАРЬ - ГЛАВНОЕ ПЕСНОПЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ВЫРАЖАЮЩЕЕ ЕГО СУТЬ) Дети поют. У: Давайте попробуем перевести с церковнославянского языка это песнопение: "Спаси, Господь, людей Твоих и благослови Твое достояние, победу дай православным христианам над врагами, сохраняя их Крестом" У: Как вы считаете в каких случаях люди обращались к Богу так? Д: В минуту опасности, во время нападения врагов. У: как шли люди раньше на войну? Д: (предполагают): наверное они крепко молились Богу. У: Да, действительно все шли на войну и простые люди и духовенство. Например в Отечественную войну 1812 года. А как вы считаете, как молились Богу, если война благополучно заканчивались Д. Благодарили Бога. У: Не только благодарили, но даже воздвигали храмы в благодарность. Так после окончания войны 1812 года Манифестом императора Александра было постановлено строить Храм Христа Спасителя в Москве. (Показывает иллюстрацию). История храма. На открытие храма великий русский композитор П.И. Чайковский написал Увертюру "1812 год" (С.Б.) Давайте послушаем увертюру. 5.Слушание музыки Увертюра 1812. У: какая эта музыка по характеру? Д: Торжественная, воинственная и в то же время бодрая. У: Были ли в Увертюре знакомые темы? Д: Да, в самом начале звучала Тропарь Кресту, это означало, что люди молились Богу перед сражением. Д: еще там звучал старинный гимн России "Боже, Царя храни! У: Так, что же хотел показать композитор этими темами. Д: Наверное, что наш народ шел на эту войну за свою православную веру и за Царя. У: А как мы можем это выразить в призыве: Д: ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ и ОТЕЧЕСТВО! У: Давайте запишем этот призыв на доске. Д. и У. пишут девиз. У: Я вам также желаю быть настоящими патриотами своей страны, уважать православную культуру, беречь историю своей страны. Давайте повторно прослушаем увертюру и в качестве закрепления вместе с оркестром напоем ТРОПАРЬ Кресту. (Слушаем и припеваем) 6. Подведение итогов. Выставление оценок. У: Итак, мы сегодня на уроке познакомились с новыми музыкальными жанрами: увертюра, октоих, Тропарь, осмогласие. Уведели как духовная и классическая музыка тесно переплетаются в русской музыкальной культуре, помогают нам больше любить свою веру и Отечество. 7. Музыкальное прощание. Приложение 1 Тропарь Кресту Приложение 2 Справочное бюро Увертюра – в переводе с фр. (ВСУПЛЕНИЕ). ТРОПАРЬ – (ГРЕЧ.) – ОБРАЩАЮ – главное песнопение праздника, выражающее его суть. Осмогласие – система из 8 мелодий, употребляющихся в церковной музыке. Число мелодий символично. 8-символ бесконечности и Царства Небесного. Октоих – то-же самое, что и ОСМОГЛАСИЕ, только по-гречески. ______________________________________________________________________ Литература: 1. Беседы о церковном пении. Очерки. Изд.М.П.- 1999. 2. Гарднер. История церковного пения том 1. М.- 1996. 3. Музыкальный словарь. М.- 2005. 4. Храм Христа Спасителя. Изд. "ПРЕСВЕТ". Сп.-2000. 5. Рапацкая Л.А. Русская духовная музыка. М.- 2002.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены