РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение группового метода работы на уроке биологии

Применение группового метода работы на уроке биологии
Один из методов, используемый мною в работе – работа в группах. Дети самостоятельно и творчески работают, создают свой проект под руководством учителя. Это даёт неплохой результат, потому что дети не только приобретают новые знания и повышают свою компетенцию по данному вопросу, но и, работая в группах, могут сами оценить степень своей активности и долевого участия в общем деле. Этот метод воспитывает товарищество, коллективизм, способствует формированию чувства ответственности за порученное дело и конечный результат, позволяет проявиться даже слабоуспевающему ученику и получить хорошую отметку. Дети сами оценивают свою работу, естественно под контролем учителя. Кроме того, работая в группах, ученики учатся общению друг с другом, а защищая свою работу – учатся монологической речи.
Для данной работы может быть использована любая тема, которая включает в себя несколько относительно самостоятельных подтем, сочетание которых вместе составляет стройную и логическую систему или картинку, что должна вырисоваться в голове ученика. Например, это может быть :
1 Строение и значение клеточных органоидов.
2 Отряды млекопитающих (птиц, пресмыкающихся, земноводных).
3 Изучение различных биогеоценозов (водоема, леса, луга) и т.д.
Изучение подобных тем занимает много времени и очень энергоёмко.
Групповой же метод работы позволяет изучить большой объём материала, сделать его более интересным, ярким, доступным и необычным для восприятия.
Для урока необходимо материальное обеспечение. Каждая группа приносит ватман, краски, фломастеры, информационный материал, иллюстрации.
Занятие рассчитано на 90 минут и делится на несколько этапов.
I. Подготовительный этап
На подготовительном этапе нужно решить следующие вопросы:
1.Разбить класс на группы, учитывая психологическую совместимость учащихся, оптимально по 5 человек.
2,Группа должна выбрать лидера, который будет осуществлять руководство работой группы, и оценивать степень участия каждого члена группы.
3.Выбрать одну из подтем, которая будет являться частью целой темы, которую нужно будет изучить в конце занятия.
При изучении темы «Строение органоидов клетки» я брала следующие подтемы:
Оболочка клетки
Ядро
Эндоплазматическая сеть
Комплекс Гольджи.
Митохондрии и (или) пластиды.
4.Составить чёткий и единый план работы , которого будут придерживаться участники групп в процессе подготовки своей работы.
Примером плана при изучении темы «Строение и функции органоидов клетки может быть:
1.Местонахождение органоида в клетке.
2. Строение органоида
3. функции органоида
4. Значение органоида.
5. Интересные факты.
5.Лидер группы распределяет задание каждому участнику группы, взависимости от его возможностей.
II. Выполнение работы
Ученики приходят на урок, сдвигают парты по две, формируют рабочее место , раскладывают принесённый материал и начинают выполнять работу, придерживаясь того плана, что был разработан на подготовительном этапе. Кто-то красиво пишет заголовок, кто-то вырезает, приклеивает, оформляет плакат, рисует картинки и т. д. Все заняты делом.
III. Защита групповой работы.
Ответ по теме групповой работы происходит в форме стендовой защиты. Оформленный плакат вывешивается на доске. Обязательным условием защиты, является то, что к ней должен быть готов каждый член группы. Кандидатура отвечающего ученика выбирается учителем на уроке непосредственно перед защитой. Участники одной группы могут дополнять ответ защищающего их ученика своими дополнениями. Защитник должен строго придерживаться плана ответа, в котором прописаны основные аспекты данной темы и регламента выступления, который ограничивается 5 минутами. После защиты участники других групп могут задавать уточняющие вопросы членам защищающейся группы и непосредственно защитнику. Если ответа у защитника нет и остальные члены группы не могут ответить, то дополнительную информацию может предоставить учитель, но группе снимаются баллы.
Участники всех других групп внимательно слушают выступление защищающихся и в специальном бланке в таблице отмечают по 5-ти бальной шкале критерии ответа..
Критерий оценивания 1группа 2группа 3группа 4группа 5группа
Информативность
учебного материала
Доступность
изложения материала
Наглядность

Красочность и
эстетичность оформления
Плавность речи
выступающего
IV. Обсуждение результатов
После завершения защиты всех групп(25-30 мин) идёт обсуждение внутри группы, в ходе которого участники всех групп должны ответить на вопрос:
Чья защита групповой работы была лучше? И почему. Ответ даётся аргументированный.
V. Обобщение результатов
На последнем этапе проводится обобщение результатов и заключительное слово учителя, а также выставление отметок по итогам защиты участникам всех групп. Причем выставляется 2 оценки каждому ученику:
Первая оценка за урок – подготовку ставится лидером группы исходя из степени участия каждого члена группы в общей работе.
Вторая ставится учителем по итогам защиты группы, с учётом обсуждения результатов в классе
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены