РАЗРАБОТКИ
|
О факультативе «Литература Дмитровского края»
Живи, pодник, живи,
Родник моей любви, Любви к земле одной, К земле навек pодной… В.Дюков Факультатив «Литература Дмитровского края». 5 класс. Содержание ФГОС второго поколения предполагает следующее (курсив мой): «Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру…» Эти выдержки, именуемые официально «стандартами», тем не менее содержат весьма рациональное зерно, и задавшись вопросом: не это ли является целью педагогической деятельности любого, влюбленного в свою профессию учителя-словесника, спешу ответить: безусловно, да. Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, помимо традиционных уроков литературы, в школьном курсе имеет место и целый ряд факультативных занятий. Учитывая специфику разговора, речь пойдет именно о факультативах по литературе, которые так же, как и уроки, призваны осуществлять благую цель: формировать духовно развитую личность. И хочу уверить всех: именно факультативные занятия (но только те, которые качественно и «от души» продуманы) дают бо′льшие возможности и ощутимый результат. Итак,.. СПЕЦИФИКА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ Цель разработки факультатива «ЛИТЕРАТУРА ДМИТРОВСКОГО КРАЯ» проистекает из введения регионального компонента по литературе и истории. Его необходимость диктуется тем, что современная молодёжь плохо знает язык, историю, литературу своего народа, а ведь опора на свои корни позволяет осознанно принять традиции, ценности, особые формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, области, края, республики, быть уверенным в завтрашнем дне, видеть перспективу и творить на благо малой Родины. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Именно поэтому главная цель вводимого факультативного курса — пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного род¬ства с её прошлым и настоящим, ощущения преемственности поколений, более детальное знакомство с литературным процессом Дмитровского края в соотнесении с хронологией и историческими событиями. Особенности факультатива: факультативный курс немногим отличается от традиционного курса литературы (занятия соотносятся с основным курсом), и его построение также предполагает знакомство с литературными памятниками Дмитровского края в хронологическом порядке. Специфика его — двойственная природа, соединение литературы как искусства слова с краеведением. По¬этому курс сохраняет среди своих целей воспитание художественного вкуса, а вместе с тем предполагает углубление представлений о Дмитровском крае и творческих людях, его населяющих. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ Программа факультативных курсов намечает лишь общую систему изучения материала. Каждый учитель строит свой ва¬риант занятий самостоятельно. При построении его необходимо видеть перспективу всей работы, место каждого раздела, каж¬дой темы в общей системе занятий, готовиться к очередному занятию, четко зная, что ему предшествовало и что за ним по¬следует. Тщательно проработав те немногие материалы, которые нашла в интернете, библиотеках, пришла к выводу, что литература Дмитровской земли – крайне малоизученная область литературно-краеведческого направления. Все мало-мальски подходящие источники пришлось собирать буквально по крупицам. Но и тот материал, который в конце учебного года оказался в нашей папке наработок, очень дорогого стоит, ведь пятиклассники, несмотря на свой возраст, оказались очень любознательными и активными помощниками в сборе информации. Скажем, самый первый раздел планирования, посвященный летописному периоду Дмитрова, не содержит никаких литературных памятников, кроме единственного – Софийской первой летописи (СIЛ), где и упоминается о возникновении города («В лето 6662-е … родися князю Юрию сын Дмитрей; бе бо тогда (в полюдье) на реце на Яхроме и со княгинею и заложи град во имя сына своего, и нарече и Дмитров, а сына нарече Всеволодом»). Но как ученикам 5 класса рассказать о том далеком времени? И возникла удивительная и, как оказалось в дальнейшем, правильная мысль: а что, если связать далекое прошлое с нынешним, настоящим? Очень трепетно, почтительно протянуть «времен связующую нить»? И появились новые имена наряду с древними летописными: Давид Бутовецкий (поэт, руководитель литературного объединения «Дмитровские зори»), создавший «Сказание о Дмитровской земле»; Гусев Владимир, написавший «Храм в Ольгове»; Дорошина Татьяна, сочинившая «День памяти Дмитрия Солунского»; Красавин Виктор со стихотворением «Летописное»… И перед наверняка потрясенными пятиклассниками ожила картина прошлого: не сухо, по-старославянски представленная на страницах летописи, а ярко, живо, почти осязаемо: А вал и вправду золотой От одуванчиков весёлых, И слышатся в тиши глаголы На горке, солнцем залитой: «В тот год родися Юрью сын Димитрий...Бе бо князь в полюдье...» И мне представилось: к полудню Прозрачней стала неба синь, И, золоченый сняв шелом, Князь улыбнулся: «Сынку, чадо, Тебе, княгинюшка-отрада, За эту радость бьём челом»… Эта удивительная догадка о литературном «переплетении» эпох дала прекрасную возможность изучать прошлое через призму настоящего, и все последующие разделы факультатива так или иначе содержат замечательные стихотворения современных поэтов Дмитровской земли, которые посвящены далекому прошлому нашей малой родины. XVI - XVII века в истории Дмитрова были смутным временем, как, впрочем, и для всей России. Именно поэтому таким органичным оказалось знакомство со стихотворением Гусева Владимира «Петр I на реке Яхроме» (до некоторого времени именно эта река являлась судоходной и была одним из основных связующих звеньев между Московией и севером государства, хотя впоследствии и утратила свое первостатейное значение): Одержимость царя Привела в этот раз В ту обитель под Дмитровом В страдную пору, Он игумена выслушал. «Темен рассказ. Зело много вранья!» Не тому разговору Был привычен царь Петр… Русские повести того времени (но это буквально отрывочные сведения) рисуют картины разорения Дмитрова: москвичи преследуют поляков от Троицы до самого Дмитрова «и на стены грацкие восходят, и хоругви (знамена) простирают, и елико в нем обретают людей, и тако мечем всех погубляют». Город потерпел страшный разгром от московского воинства, тем более, что это был уже второй разгром: первый нанесли Дмитрову поляки. По сказаниям того времени, поляки «город Дмитров взяли и огнем пожгли, а московскую силу и посадных людей, жен их и детей посекли и церкви божии осквернили, и престолы божии поколебали, и одеяние с них пограбили, и с икон оклады сдирали, иконы метали, и книги пограбили, и церкви пожгли». Дмитров долго не мог оправиться от последствий разорения и никогда больше не достиг прежнего благосостояния. Можно сказать, что кратковременный период процветания Дмитрова окончился со Смутой. XVIII век. А перед нами - «Журнал или записка жизни и приключений купца Ивана Алексеевича Толченова» (1792). Интереснейший памятник не только исторического толка, но и литературного! Дмитров, по велению императрицы Екатерины II, перестраивается. И свидетель «оного» переустройства (а вкупе и автор литературного памятника) – купец. Да и личность самого автора «Журнала», безусловно, незаурядная, вырисовывается перед нами с таких сторон, какие мы не ожидали увидеть у купца, хотя бы и потомственного первостатейного, к числу которых и относится И.А.Толченов. Своеобразным домашним заданием для пятиклассников оказалось следующее: создание своих собственных наблюдений в форме дневниковых записей (благо, совпало задание на дом с каникулярной неделей, так что времени оказалось предостаточно). XIX век – начало XX века в литературной жизни Дмитровского края оказывается «золотым веком». Именно этому разделу отведено самое большое количество уроков. И именно этот раздел более полно созвучен основному курсу литературы. Исторические и литературные параллели – как на ладони. Дмитровская усадьба Ольгово, средоточие литературных вечеров, где блещет остроумием дядя А.С.Пушкина Василий Львович, и сам поэт с его знаменитым прологом к поэме «Руслан и Людмила» и пленительными сказками; Л.Н.Толстой, гость дмитровского имения Обольяново (ныне Никольское), и он же автор рассказа «Кавказский пленник»… Знакомство с декабристами Дмитровского края принесло много новых открытий, ибо с этого момента не я уже оказалась помощницей ученикам, а они, неутомимо находя хоть малейшие сведения о судьбе лучших людей своего времени – С.Г.Волкон¬ском, М.А.Фонвизине, И.Д. Якушкине, П.Я.Чаадаеве, А.В.Поджио, Н.И.Тургеневе, В.С.Норове… Самым ощутимым и пронзительным оказалось знакомство с творчеством незаслуженно забытого, одареннейшего писателя дмитровской земли – С.П.Подъячева. Его жизненный и творческий путь – само по себе подвижничество во имя светлого и счастливого будущего. И это не просто высокие слова, это та правда, ради которой жил Семен Павлович. Рассказ «Новые полсапожки» был прочитан вслух и выслушан, что называется, на одном дыхании. Судьба девочки, которую приютила многодетная крестьянская семья, не оставила равнодушным никого. Не случайно, именно творчество этого писателя легло в основу исследовательского проекта, над которым пятиклассники работали в течение II-го полугодия. А потому и целью данной исследовательской работы явилось знакомство (безусловно, более детальное и подробное) с творчеством замечательного дмитровского писателя Семена Павловича Подъячева. Это во-первых. Во-вторых, задачей было также рассмотреть с точки зрения художественного и лингвистического своеобразия не все литературное наследие писателя (а оно достаточно объемно), а лишь рассказ «Новые полсапожки». Следует пояснить, что тема именно этого рассказа «созвучна» возрасту пятиклассников, их миропониманию и мироощущению. Помимо этого, в процессе работы над проектом, возникла идея о безусловной связи литературы с живописью, ибо искусство слова (самое сложное, требующее от человека наибольшей внутренней культуры, филологических знаний и филологического опыта) всегда неотъемлемо от искусства создания живописных полотен. А потому в презентацию, посвященную творчеству С.П.Подъячева, были органично «вплетены» репродукции полотен известных художников XIX – XX столетия. Рассказ «Новые полсапожки» - о новой эпохе жизни советской деревни, о новом, пробуждающемся чувстве сострадания людскому горю, о новом понимании значения коллективизма, о новом… Хотя почему о новом? Рассказу 89 лет, но звучит он по-прежнему свежо и органично, видимо, потому, что истинные ценности, о которых повествует автор, непреложны, а потому вечны. (Материалы презентации и тезисов доклада можно просмотреть на сайтах: http://www.uchportal.ru/ ; http://dm-sch09.edu.dmitrov-reg.ru/) Имена П.А.Кропоткина и В.М.Голицына также тесно связаны с историей города. Как писал о Кропоткине известный поэт-дмитровчанин Юрий Чернов: Под окном его старые липы цветут. Дом Олсуфьева. Дмитров. Последний приют. Это было давно, это было тогда, Когда жил он на тихой Дворянской, И кустилась седая его борода, Словно пена волны океанской. Главы увлекательной книги С.М.Голицына (брата Владимира Михайловича) «Сорок изыскателей» были также прочитаны на уроках. Как пишет сам автор: «Книга эта и веселая, и грустная, и поэтичная. А посвящена она юным изыскателям. Кто такие изыскатели? Это те мальчики и девочки, а также те взрослые, которые все время что то придумывают, изобретают, ищут – на земле, под водой, в воздухе и даже в космосе… Быть может, и вы, дорогие читатели, закрыв последнюю страницу этой книги, захотите стать неутомимыми изыскателями, отправиться в поход по стране, по нашим прекрасным городам, старым и новым, вдоль наших рек, то быстрых, то тихоструйных, по лугам, полям, горам и лесам…» Что ж, напутствие писателя оказалось созвучно духу и времени подрастающего поколения: искать и открывать для себя что-то новое и неизведанное в литературном краеведении оказалось увлекательнейшим занятием!» 30-е годы XX века – это Дмитлаг! Печальная страница истории и России, и Дмитровского края отозвалась творчеством дмитлагерцев: людей, строивших канал Москва-Волга. Среди многих имен – имя В.П.Калентьева. Его стихотворения посвящены землякам и всем тем, кто, даже и ценой своей жизни, создавал «рукотворную реку», не озлобился, не пал духом, выстоял. Эти же мотивы – и в стихотворениях о Великой Отечественной войне. Имена С.П.Гудзенко и В.Куйдина, А.Крутиховского и Ю.Чернова, А.Твардовского и М.Симонова, С.Городецкой и С.Москвина тесно переплетены в своем стремлении воспеть несгибаемую мощь, силу духа и веру в победу русского человека! ...Связист лежал. Окончив бой, бойцы склонилися над ним. И командир сказал: "Герой, за жизнь твою мы отомстим. И полк ответил: "Отомстим..." ...Под Яхромой был страшный бой. (С.Гудзенко) …И полстраны уж позади, А впереди - Москва. О, ветер славы, погоди - Не время торжества. Кто сердце сжал, кто добежал, От славы не уйдёт. Нам утром быть у рубежа, У Дмитровских высот…(Д.Бутовецкий) XXI век – это расцвет литературных объединений «Дмитровские зори» (созданном в XX столетии), «Студии «Автор»». Это наши земляки и соотечественники, наша современность, которая достойна своих предков, ибо сумела не пренебречь памятью далеких столетий, сумела воплотить ее в поэтическом слове для потомков. А значит, так никогда и не прервется «времен связующая нить», ибо в этом сплетении – суть человеческой жизни. Но есть на свете малый городок. Конечно, он скромнее, тише, проще. Он дал приют манящей белой роще. Да, есть на свете малый городок. Его чело - в сиянье куполов, Он земляного вала грудь подъемлет, Там вечность нестареющая дремлет. Его чело - в сиянье куполов… Есть у него свой нрав, свой стиль, свой лик, Он сед и молод, да, он невелик, Но связан он со мною и с тобой Своей неповторимою судьбой. (Ю.Чернов) Последние занятия — итоговые. Цель их — приведение в си¬стему накопленных знаний и наблюдений, осознание самими учащимися того, что открылось им, что постигли они, изучая литературу своей малой родины. И так как в большинстве своем пятиклассники знакомились именно с поэтическими произведениями, вполне органично названы заключительные занятия «творческой мастерской». И наконец, как оказалось, не менее эвристическое открытие было сделано вот на этих самых последних занятиях: факультатив «Литература Дмитровского края» не может иметь аудиторию, строго ограниченную в возрастных рамках! Не только ученики 5б класса могут совершить удивительное по своей сути путешествие во времени и пространстве! Такими открывателями тайн словесного творчества родного края могут стать и восьмиклассники, и выпускники средней школы, и даже учителя-коллеги. А потому факультатив оказался универсален и, не боюсь такого утверждения, молод, что и явилось абсолютно ценным и важным выводом этих краеведческо-литературных занятий! ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ Специфика факультативных занятий определила и характер работ, которые на них выполняли школьники. Здесь последова¬тельно, систематически практиковались такие виды самостоятельной деятельности, которые представляли собой некую вершину для учеников и требовали наиболее высокого уровня подготовки. 1. Учебная: • классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, литературно¬-краеведче¬ские викторины, олимпиады, заочные экскурсии-путешествия по Дмитровской земле с использованием литературной карты и интернета); • внеклассная работа с книгой (чтение и изучение литературных произведений, отыскивание справок в словарях и энциклопедиях, интернете, подбор нужных материалов из периодических изданий, их классификация и т.д.); • развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное), в том числе и через сочинения разных жанров и форм. 2. Эвристическая (участие в читательских конференциях, экскурсиях в музеи, библиотеки города). 3. Творческая (выпуск специальных стенных газет, бюллетеней, альманахов, проведение литературно-¬краеведческих вечеров, подготовка заметок и статей в стенные газеты, в местные и областные газеты, подготовка докладов, работа над проектами). Ни один из видов работ, выполняемых учащимися на уроках литературы, не отвергается на факультативных занятиях. Ме¬няются лишь пропорции, меняется соотношение разнообразных методов и приемов обучения, ибо значительно возрастает сте¬пень активности и самостоятельности учащихся. Это и экскурсии (в краеведческий музей города, библиотеку, село Подъчево, названное в честь знаменитого земляка), и переводы со старославянского языка (при изучении летописных сводов, а также исконно-русской и заимствованной, т.е. старославянской, лексики на уроках русского языка), и дневниковые записи (в случае прочтения «Журнала… И.А.Толченова»), и поиск информации в Интернете (биографические данные о писателях-земляках), и сочинения-отзывы о прослушанных и прочитанных произведениях, и исследовательский проект (творчество С.П.Подъячева), и сочинение собственных стихотворений, и анализ словесно-выразительных средств языка (первое серьёзное знакомство с тропами – эпитетами, метафорами, олицетворением)… Существенный принцип изучения факультативного курса заключается в том, что вся система работы направлена на «углубленное овладение знаниями и практическими умениями в соответствии с интересами и склонностями учащихся». Поэтому прежде всего направленность была на самостоятельную деятельность школьников. Наряду с индивидуальными заданиями, отвечающими инте¬ресам и способностям каждого, на факультативных занятиях обычно устанавливается круг разнообразных заданий, которые обязан выполнить любой ученик, независимо от своих особых пристрастий. Эти обязательные задания бывают двух типов. Во-первых, связанные с исполнительской деятельностью (подго¬товка выразительного чтения, сольного и по ролям, инсцениро¬вок или монтажей). Во-вторых, это задания поискового, иссле¬довательского характера (подбор, систематизация и демон¬страция материала по определенной теме, анализ текста, состав¬ление библиографии, реферирование научно-критической лите¬ратуры). На последних занятиях, прошедших под знаком творчества, основное внимание, как и на уроках, уделялось работе над текстом художественного произведения, в частности – поэтического. Тщательный анализ словесной ткани произведения впервые был осуществлен так подробно, как никогда ранее, в том числе и на основных уроках. Речь идет о художественно-выразительных средствах русского языка (тропах). Это и метафора, и эпитет, и олицетворение, и антитеза… Понятий много, знать их необходимо, тем более что и ГИА, и ЕГЭ проверяют умение учащегося определить, какие средства художественной выразительности использует автор. Неожиданно достаточно серьёзная в смысловом отношении задача на уроках факультатива превратилась в увлекательнейшее занятие. Материалом для исследования пятиклассникам послужили строки замечательных дмитровских поэтов, и я была искренне удивлена, как легко и свободно ученики находили эти самые тропы в строчках о родном Дмитрове, о людях, населяющих город, о весне и лете, о материнской любви и о прошлом нашей малой родины… Домик скособоченный, крылечко, Да скрипуче ставни голосят, А пониже речка завила колечко, Заманила коврик рыженьких гусят… (Е.Свиридова) Ты умылся сегодня росой. Ты сегодня такой нарядный И пленяешь своею красой, Город Дмитров мой ненаглядный. (У.Каленчук) Художница-зима пришла к нам в гости, Морозом реки и пруды сковала, Дохнула на рябиновые грозди, Набросила на землю покрывало. (Т.Дорохина) Рассвет промчался буркой-сивкой, Звезды бубенчиком бренча. солнце выпило росинку Через соломинку луча. (В.Куйдин) Легли века на плечи городка. Здесь новь с былым не ведает разлуки. Ему дал имя Юрий Долгорукий. Легли века на плечи городка. (Ю.Чернов) Работа над исследовательским проектом натолкнула учащихся на мысль о связи содержания рассказа С.П.Подъячева «Новые полсапожки» с живописью. Была организована работа по поиску в Интернете иллюстраций на тему: «Крестьянство в русской живописи». Эта эвристическая находка отражена в презентации: репродукции художников XIX – XX веков словно «обрамляют» слайды с кратким содержанием рассказа. В такой интерпретации идейный смысл рассказа приобрел новые яркие краски и более пронзительное «звучание». Деятельность подобного рода очень полезна, так как она приучает к систематическому труду, раз¬вивает навыки научной работы. ФАКУЛЬТАТИВЫ КАК ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ С ИСКУССТВОМ Итак, позади довольно успешное знакомство пятиклассников с литературным краеведением Дмитровского края. Каковы же выводы? Ситуация поиска очень увлекает детей этого возраста. Литературное краеведение помогает в привычном, обыденном окружении обнаружить высо¬кую культурную традицию. Культура начинается с памяти. Че¬ловек, чувствующий слои прошлых времен, которые его окружа¬ют повседневно, не может себя вести, как дикарь. Литературное краеведение оживляет опыт прошлых поколений в непосредственной, конкретной, наглядной форме. Факультатив не может заме¬нить литературный кружок, ибо не рассчитан на такую моментальную реактивность. У факультатива есть программа, которая в целом отвечает ин-тересам возраста учеников и нуждам времени. Но проблема, избранная для факультатива, предполагает более планомер¬ное изучение материала. Это система занятий увлекательных, живых, творческих, но требующих не только обмена впечат¬лениями, которые достаточны для беседы в кружке, но и уг¬лубленных изучений. ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА Факультатив «Литература Дмитровского края». 5 класс. 34 урока. Период Литературные памятники, источники, произведения… Количество часов «Сквозь столетия…» Вводный урок. Из истории Дмитровского края (обзор). Экскурсия в Дмитровский краеведческий музей. 2 Фольклор УНТ Песни, частушки, пословицы, сказания… 1 Древняя Русь Софийская первая летопись. Икона Дмитрия Солунского. Давид Бутовецкий «Сказание о Дмитровской земле». Гусев Владимир «Храм в Ольгове». Дорошина Татьяна «День памяти Дмитрия Солунского». Красавин Виктор «Летописное». Чернов Юрий … 4 XVI - XVII века Гусев Владимир «Петр 1 на реке Яхроме». Красавин Виктор … 2 XVIII век «Журнал или записка жизни и приключений купца Ивана Алексеевича Толченова» (1792). 2 XIX век – начало XX века С.С.Апраксин (1757 – 1827). Усадьба Ольгово (ныне дом отдыха). Литературные вечера – В.Л.Пушкин. Гр.Олсуфьевы. Имение Никольское – с. Обольяново – ныне с. Подъячево. Гости – Толстой Л.Н. Декабристы в Дмитровском крае (обзор). Семен Павлович Подъячев (1866–1934). «Забытые» (1909). Лев Николаевич Зилов (1883-1937). «Дед» (1912). Михаил Иванович Веревкин (1732–1795). Переводчик. Иван Егорович Князев (1890 – 1926). Детство в деревне Филимоново Дмитровского уезда Московской губернии. Мои встречи с Толстым. Петр Алексеевич Кропоткин (с 1918). «Идеалы и действительность в русской литературе». Юрий Чернов «Кропоткин». Иван Николаевич Шапошников (1873 - 1952). Учитель. Владимир Михайлович Голицын (1901-1943). Неопубликованная рукопись «Дмитровские чудаки». Илларион Голицын. Очерк «Отцовский сын». 9 30-е годы XX века ДМИТЛАГ! Вениамин Павлович Калентьев. Крутиховский Ал-р «Это Дмитлаг». 4 ВОВ Куйдин Валерий… Бутовецкий Давид «Прикоснись к подвигу». Семен Гудзенко (1922 – 1953). «Баллада о связисте». Лира Никольская. И это все о ней… Городецкая Светлана «Уходит поколение от нас». Юрий Чернов… 4 XXI век Литературное объединение «Дмитровские зори» (год основания – 1950). Молодежная студия «Автор» (год основания – 2003 год). 4 XXI век Творческая мастерская 2 Используемая литература: 1. Дмитровский край. История, природа, человек… Рассказы, очерки, воспоминания… Под общей редакцией И.Н.Курышева, В.В.Гальченко. Стрелец, 1993, г.Дмитров. 2. Дмитров. 1154 – 2004. Составитель – И.В.Кишкин, редактор – И.Н.Курышев. Дмитров, Дмитровский филиал РМАТ, 2004. 3. Город радости моей: сборник стихов дмитровских поэтов. Дмитров, издательский дом «Север Подмосковья», 2004. 4. «ДЭ», («Детская энциклопедия». Познавательный журнал), проект «Малые города России», № 8 (1), 2001. 5. М.В.Голицын. Мозаика моей жизни. Серия: семейные хроники: Голицыны. Москва, Издательство «Русскiй Мiръ», 2008. 6. В.В.Сухов, А.Ю.Морозов, Э.Н.Абдулаев, Е.Г.Жигирева, И.Н.Федоров. История Дмитровского района. Учебное пособие для ОУ. Москва, «Финансовый контроль», «Магистр-Пресс», 2006. 7. АПК и ПРО. Поэтический сборник «Своим голосом». Москва, 2006. 8. Интернет-ресурсы…
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены