РАЗРАБОТКИ
|
Методика исследовательского обучения
Методика исследовательского обучения младших школьников.
Основные направления работы с детьми. 1. Развитие умений видеть проблемы. Проблема – это затруднение, неопределённость. Чтобы устранить проблему требуются действия, а в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемой. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить её. Задания по развитию умений видеть проблему могут быть такими: «Посмотри на мир чужими глазами», «Составьте рассказ от имени другого персонажа», «Составьте рассказ, используя данную концовку», «Сколько значений у предмета» .... 2. Развитие умений выдвигать гипотезы. Гипотеза выступает необходимым и кульминационным моментом мыслительного процесса. Поэтому одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Детям предлагаются такое задание: «Давайте вместе подумаем». Используются следующие слова: может быть, допустим, что если, возможно, предположим. 3.Развитие умений задавать вопросы. Вопросы можно поделить на 2 группы. Уточняющие: верно ли, что, надо ли создавать, должен ли.... Восполняющие: «где?», «когда?», «кто?», «Что?», «почему?», «какие?» Задания могут быть такими: «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?». «Вопросы и ответы», «Найди загаданное слово», «Найдите причину события с помощью вопросов». 4.Развитие умений давать определения понятиям. Понятие - одно из форм логического мышления. Чтобы определять понятия нужно использовать описание, характеристику, разъяснение посредством примеров, сравнение, различение, ограничение и обобщение. Какими понятиями должны овладевать дети в процессе собственной исследовательской практики. Важно овладеть такими понятиями: «явление», «причина», «следствие», «сходство», «событие», «обусловленность», «зависимость», «различие», «общность», «совместимость», «возможность», «невозможность» и др. 5. Развитие умений классифицировать. Правила классификации • Члены деления должны быть непересекающимися • Деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию. Деление должно быть соразмерным. Задания могут быть следующими: «Четвёртый лишний», «Найди предметы и явления, которые можно поделить надвое», «Продолжи ряд».Можно предложить следующие варианты классификации одних и тех же предметов: категориальное объединение, функциональное объединение, пространственное и аналитическое. 6. Развитие умений и навыков работы с парадоксами. Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общепринятыми, установленными мнениями, или эмпирическими наблюдениями. Это отрицание того, что представляется» безусловно правильным». Проведём простой эксперимент: запасаемся водой в небольшом тазике и металлическими предметами. Если мы будем опускать эти предметы в воду, они, естественно, будут тонуть. Затем спросим детей: а из чего делают корабль? И почему металлические корабли не тонут? 7. Развитие умений наблюдать. Задания могут быть такими «Нарисовать изученную вещь по памяти», «Парные картинки, содержащие различия», «Найдите ошибку художника» и тд. 8. Развитие умений и навыков экспериментирования. Эксперименты предполагают проведение, каких либо практических действий с целью проверки и сравнения. (Но эксперименты бывают и мысленные) Можно провести такие эксперименты: «Определяем плавучесть предметов», «Как вода исчезает», «Измерение объёма капли», «Эксперименты с металлом и магнитом», «Эксперименты по смешиванию красок» … В итоге размышлений , наблюдений и экспериментов обычно возникают множество идей. Как оценить идею или гипотезу? Самый лучший способ – это проверить её в ходе исследования. Идей можно фиксировать в таблице, а потом оценивать. (сложно, долго, дорого, опасно…) 9. Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Задание «Проверить правильность утверждений» - эффективное средство развития способности. Умозаключением называется форма мышления, посредством который на основе имеющегося у людей знания и опыта выводится новое знание. Задания могут быть такими: «Скажите на что похожи», «Как люди смотрят на мир», «Назовите как можно больше предметов по разным признакам»… 10. Развитие умения создавать метафоры. Задания могут быть такими: «Объясните значение выражения», «Что означает это выражение», «Как понимаете смысл пословицы» и тд. 11. Развитие умений создавать тексты. Учить писать отчёты о своих исследованиях. Написание текстов с изложением результатов собственных исследований – лучший способ самоконтроля и развития научного мышления. Особый вид умений – умение работать с информацией. Умение выделять главную мысль Использование простых графических схем Восстановление текста 12. Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Дивергентная задача- это задача, имеющая не один, а много правильных ответов. Данный вид мышления тесно связан с воображением, творчеством. Конвергентное мышление активизируется в задачах, имеющих единственный правильный ответ. Задания могут быть такими: «Рассказ на заданную тему», «Подберите слова», «Расскажите другими словами», «Конструирование сказок». Используются такие приёмы: аналогия, склеивание, преувеличение, приуменьшение, акцентирование. Хорошим упражнением может стать и задание написания и чтения пиктографических писем всей группы. Педагогу, для того чтобы действовать эффективно, надо помнить несложные правила. Всегда подходить к проведению этой работы творчески. Учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций. Не сдерживать инициативу детей. Не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно. Не спешить с вынесением оценочных суждений. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний. Ориентировать детей прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями. Помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования. Учить детей анализу, синтезу, классификации информации, поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Основные этапы исследовательской работы. 1. Актуализация проблемы. 2. Определение сферы исследования. 3.Выбор темы. 4. Выработка гипотезы. 5. Выявление и систематизация подходов к решению. 6. Определить последовательность проведения исследования. 7. Сбор и обработка информации. 8. Анализ и обобщение полученных материалов. 9. Подготовка отчёта. 10. Отчёт
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены