РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Природные явления и погода

ТЕМА: Природные явления и погода.
ЦЕЛЬ: познакомить с понятиями "природные явления","погода"(облачность, осадки, ветер), с разнообразием состояния неба, видами осадков, а также условными обозначениями всех этих явлений, приборами для определения направления и силы ветра.
ЗАДАЧИ: образовательные:
– познакомить учеников с природными явлениями;
- продолжить формирование навыка ведения дневника наблюдений за погодой;
- научить обозначать погоду с помощью условных знаков;
- научить пользоваться приборами для определения направления и силы ветра;
Развивающие:
- развивать наглядно-образное и логическое мышление;
- совершенствовать умение выделять существенные признаки;
- развитие познавательных психических процессов;
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональное восприятие окружающего мира;
- воспитание патриотических чувств, любви к Родине;
- воспитание культурного и эстетически грамотного гражданина.

ОБОРУДОВАНИЕ: переносная лаборатория "Наблюдение погоды", мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку на электронном носителе, выставка рисунков, условные знаки природных явлений, таблицы "Природные явления", "Осадки", "Ветер",видеосюжет "Прогноз погоды".


ХОД УРОКА

1.Орг. момент.
2.Проверка домашнего задания ( на доске выставка рисунков"Изменения в природе").
3. Сообщение темы и цели урока.
-Какие изменения происходят с вами?в нашем городе?в природе в утренние и вечерние часы?
-Какие изменения вы заметили в природе, когда шли в школу?
-Назовите изменения, которые вам приятны, а какие огорчают вас?Что повторяется в жизни растения? животного? человека?
-В природе все время происходят разнообразные изменения, и эти изменения называются природными явлениями.Тема нашего урока:"Природные явления и погода". Мы узнаем, какие природные явления хаоактеризуют погоду, каким может быть ветер.
4. Изучение нового материала.
Работа со стихотворением О.Дриза (с.26)
- О каких явлениях природы рассказал поэт в стихотворении? (Светит солнце, ненастье, дождь, снегопад.) Рассмотрите иллюстрацию на этой же странице. Какое природное явление изображено? (облачность)
-Что вы знаете об облаках? ( на экране появляются фото разных видов облаков).
Работа с текстом учебника (с.26-27)
-Отметьте понятия, связанные с характером погоды.
На доске:
Природные явления
, ,
осадки состояние неба
,
Облачность -ясно,пасмурно, переменная облачность.

-Посмотрите в окно на небо. Определите состояние облачности. (Работа с переносной лабораторией).
-Предложите свои варианты условных знаков и нарисуйте их на доске.
-Для обозначения состояния неба приняты стандартные условные знаки, по которым каждый может догадаться, что они обозначают. (к табличкам добавляем условные обозначения облачности: о о о.)
В течении всего года каждый из вас будет вести дневник наблюдений за погодными изменениями. Его можно найти в рабочей тетради (с.61).Учиться заполнять дневник вы будете постепенно, по мере знакомства с различными характеристиками погоды. (Учитель на примере календаря природы в "Переносных лабораториях" показывает как вести дневник.)
Выполнение задания(14) по рабочей тетради.
(Осадки:дождь, роса, туман, град. снежинки,иней).
-Какие осадки выпвдают из облаков?( дождь,град, снег).
-Какие осадки образуются у земли?(Туман.иней).
-Какие осадки образуются на поверхности почвы?(Роса,иней).
-Когда выпадает роса?(Летом, утром).
-Когда можно увидеть иней на поверхности земли и на ветвях деревьев? (зимой).
На доске:
ОСАДКИ
, , , , , ,
дождь роса туман град снег иней
Игра" Причины и следствия". (ответы детей сопровождаются слайдами на экране)

Много дней жарко и нет дождей-.......(наступает засуха)
Нобо затягивают слоистые дождевые облака-......(наступает ненастье)
После жаркого дня наступает холодная ночь-........(выпадает роса)
После теплого дня ночью мороз-.....( на почве появляется иней).
Вывод:очень важно уметь наблюдать за изменениями в природе.
- Отгадайте загадку:
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним прохода не дает,
Других он подгоняет. ( ветер)
-Наш разговор пойдет о том, что такое ветер, каким может быть ветер. (На экране появляются изображения разного проявления ветра)
Работа стекстом учебника (с.28-29).
-Что такое ветер? (Ветер-это перемещение воздуха из одного места в другое. От ветра может стать теплее или похолодать).
Ветер.
-Для чего ты дуешь, ветер,
Травы чуткие клоня?
-Когда дую-
Я приметен.
А утихну-
Нет меня.
-Для чего ты дуешь летом?
Что за польза от тебя?
-Подгоняю тучу эту.
Видишь, нивы ждут дождя?
-А зимой зачем ты дуешь?
Для чего такая прыть?
-Чтобы снегом в стужу злую
Землю спящую укрыть.
По весне бужу я почки,
Ручейки бужу в горах,
Чтобы в рост пошли росточки.
Пели птицы на ветвях.
В летний зной дарю прохладу
Винограднику и саду,
И в награду за труды
Зреют сладкие плоды.
Г.Иса-заде
-Отметьте признаки, по которым мы определяем ветер(Ветви деревьев качаются, слышен шорох,развевается флаг. надувается парус и т.д.
-Чем отличается летний ветер от осеннего? (Летний ветер жаркий, облегчающий, а осенний ветер прохладный).
-От чего зависит сила ветра? ( От скорости движения воздушных масс).
-Какими условными знаками обозначается сила ветра? (см.рабочую тетрадь, с.60) Учитель тем самым демонстрирует прибор, определяющий силу ветра из"Переносных лабораторий".
На доске:
ВЕТЕР
, , , ,
Безветренно средний слабый сильный

Выполнение задания(16) по рабочей тетради.
- как определяют количество дождевых осадков, направление и силу ветра. (Флюгер указывает направление ветра и силу ветра.
Ветроуказатель развевается в ту сторону, куда дует ветер, и поднимается тем выше, чем сильнее ветер.
Чашки-полушария чашечного ветромера вращаются тем быстрее, чем сильнее ветер).
-Кому и почему важно знать направление и силу ветра.(Орлу, чтобы парить в высоте,высматривать добычу.Медузе, чтобы не быть выброшенной на берег.Морякам, рыбакам,летчикам.При запуске ракет с космическими кораблями, при тушении пожаров.Для спортсменов.)
На экране рассказ учителя сопровождается слайдами.
-Людей, изучающих погоду, называют метеорологами. Расскажите, что вы знаете о метеослужбе и метеорологах.
После ответов детей, учитель показывает видеосюжет о прогнозе погоды.
5.Физминутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
деревцо все выше,выше.
Работа по таблице:
ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
, , ,
Состояние неба Осадки Ветер
, , , , , , , , ,
облачность дождь снег сильный слабый
, , , туман град средний безветренно
ясно переменно облачно
-Используя полученную таблицу, расскажите, за чем следует наблюдать, чтобы предсказывать погоду.Почему термометр не всегда может нам помочь?
-Ясно или пасмурно? В каком состоянии небо, термометр покажет нам?
-Ведь не всегда, выходя из дома, мы ориентируемся по показаниям термометра? (термометр показал тепло, а без легкой куртки не выйдешь, иногда нужен зонт).
-Правильно. Обязательно надо знать, какой ветер дует.А как догадаться, что на улице ветер?(Ветки деревьев, пыль,дым).
-А что такое ветер? Можно его увидеть? А почему? (Чувствуем, но не видим).
-Почему дождь и снег мы называем осадками? Какие природные явления вы наблюдали? Что такое погода? Ответить на этот вопрос нам поможет дневник наблюдений. (Дети обращаются к наборному полотну наблюдения за погодой из переносной лаборатории"Наблюдение погоды".)
Погода - это изменяющееся во времени состояние нижнего слоя атмосферы( воздушной оболочки, которая окружает Землю.)Погоду создают природные явления-ветер, буря,дождь,снег и свет солнца.Как?Проведем наблюдения и узнаем).
6.Итог урока.
Домашнее задание: рабочая тетрадь№13-15), учебник с.26-29
Выбирается"дежурный по погоде", который с помощью учителя готовит доклад о состоянии погоды и ведет записи в классном настенном дневнике наблюдений. (на магнитной доске с помощью карточек с условными знаками фиксируется состояние погоды.)
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены