РАЗРАБОТКИ
|
Дислексия как причина плохой успеваемостиКрапина Анастасия Сергеевна, учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 1 г. Фрязино Московской области. ДИСЛЕСКИЯ КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН БЕЗГРАМОТНОСТИ. Тотальная безграмотность… Об этом сейчас говорят и по телевидению, и по радио, и дома на кухне, и с коллегами на работе. Это стало темой многих диспутов и конференций, с этой пресловутой безграмотностью мы с вами сталкиваемся каждый день на своих уроках. Кто виноват? И что делать? – извечные вопросы России. В чем проблема такой ужасающей прогрессии в области безграмотности? Мы часто слышим в ответ сетования, что дети не читают. Да, не читают. Причем это бывает даже в семьях, где для родителей книга первична по сравнению с телевидением и радио. Так что же происходит? Дело в том, часто дети не читают не потому, что не хотят, а потому, что это составляет для них тяжелый, в буквальном смысле слова, труд. Ну а заставить себя трудиться, медленно, кропотливо, дано не каждому-то взрослому, не говоря уже о детях. Почему так тяжело дается овладение техникой чтения? Многие слышали о так называемой дислексии. В нашей стране ее изучению уделялось до последнего времени мало внимания, тогда как именно Дислексия очень часто является причиной безграмотности, причиной того, что ребенок мало читает, или, читая, не понимает прочитанного. Я позволю себе рассказать, что можно предпринять, зная о такой проблеме ребенка, как Дислексия. Итак, это специфическая неспособность к чтению (СНЧ). При дислексии ребенок испытывает трудности при декодировании написанных слов и при поиске их разговорных аналогов. Диагноз дислексии ставится в случаях, когда ребенок не обучается читать при сохранном интеллекте, отсутствии каких-либо психических заболеваний, которые могли бы объяснить этот дефект, при отсутствии в анамнезе падений или ушибов, которые могли бы привести к травме головного мозга, и при наличии адекватной его возрасту системы обучения. Обычно наличие дислексии становится очевидным в младшем школьном возрасте, когда детей обучают чтению и письму. Эти навыки требуют усвоения специального фонематического кода, соединяющего написанные слова и их разговорные аналоги. В связи с тем, что дислексия проявляется в процессе обучения, ее считают специфической формой неспособности к обучению. Термин дислексия происходит от латинских корней dys – «трудный» и греческого lexis – «речь». Дислексия считается расстройством развития, вызываемым влиянием генетических или средовых (пре- и постнатальных) факторов. Мы все понимаем, что проблемы в чтении приводят к проблемам в обучении и по остальным предметам. Очень важно различать дислексию и простое отставание в чтении, связанное с нелюбовью к таковому, отсутствием мотивации к нему или недостаточным мастерством педагога. Дислексия представляет собой расстройство, проявляющееся в течение всей жизни. Тем не менее, чтение дислексиков может быть улучшено в результате кропотливой педагогической работы, направленной на развитие и тренировку когнитивных процессов, включенных в процесс чтения. Согласно современным теориям, в центре дислексии находятся два специфических дефицита – фонематический (неспособность разделять слово на фонемы) и дефицит, связанный с неспособностью быстро перерабатывать информацию, поступающую в визуальной форме (например, быстро называть нарисованные на бумаге предметы). Эти процессы не являются взаимодополняющими, известны случаи развития только фонематического дефицита, однако у дислексиков оба дефицита часто наблюдаются одновременно, причем в этом случае Дислексия поддается коррекции труднее, чем другие ее варианты. Психогенетические исследования показали, что дети – дислексики часто имели родственников с трудностями в обучении чтению. Обнаружилось также, что обычно это дети с нормальным уровнем интеллекта. Ученые выдвинули гипотезу, согласно которой в различных семьях наследуются различные типы дислексии. Авторы классифицировали дислексиков на:
Итак, получается следующее. Определение дислексика ложится, безусловно, на плечи учителей начальной школы, психолога и медицинских работников. Что далее? Мы должны относиться к такому ребенку, пусть такое сравнение не покажется вам страшным, как к инвалиду. Во всем мире общество подстраивается под инвалидов: для них сооружаются подъемники в транспорте, расширяются проемы квартир и т.д. И только наша страна считает, что инвалидность – это проблема самого инвалида. А это в корне неправильно! Дислексия – это не проблема ребенка, не его недостаток, это его индивидуальная особенность, с которой ребенок появился на свет. Я работаю в 10 – 11 классах. В этом возрасте практически поздно что-либо исправлять. Но могу сказать, что если бы я знала, кто у меня в классе дислексик, многих проблем удалось бы избежать. Так, например, можно было бы определить ему наиболее приемлемый вариант сдачи выпускного экзамена, скорректировать работу на уроке, ведь большая часть лекции по литературе аудиторному дислексику просто непонятна. Остается добавить, что при получении нового класса, хотелось бы получать отдельно сведения о психологических особенностях каждого ребенка.
Всего комментариев: 1
1
Andy8737 • 13:30, 12.03.2015
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены