РАЗРАБОТКИ

Другие модули


из опыта работы учителя "Проектно-исследовательская деятельность и ИКТ на уроках технологии"

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Из опыта работы учителя технологии МАОУ Боровской СОШ №1.
Гудковой Натальи Александровны

Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.
(Уильям Артур Уорд)

Для современного общества умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний. Поэтому я использую технологии, отвечающие требованиям настоящего времени. К таким технологиям я отношу проектную технологию (метод проектов) как один из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения и информационно-коммуникационные технологии. Данные технологии активизируют процесс обучения, делают его более продуктивным, а также формируют и далее развивают мотивацию обучения. Исходя из опыта работы, проектно-исследовательский метод и ИКТ можно с успехом применяться как на уроках технологии, так и во внеклассной работе с учащимися и их родителями.
В основу “технологии проектов” положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы.
Огромную роль на всех этапах проектно-исследовательской деятельности играют информационно-коммуникационные технологии.
Организация проектно-исследовательской деятельности достаточно сложный процесс, основная проблема заключается в том, что количество обучающихся, желающих заниматься таким видом деятельности не велик, и среди них очень мало ребят, способных вести длительную кропотливую работу. Этим объясняю свои первые неудачи, когда интересные темы бросались детьми через месяц – полтора работы. Но, сделав из этого выводы, изменила принцип подбора учащихся для работы данного вида и добилась определенных результатов. В районной конференции «Шаг в бедующее» в 2010-2011 учебном году ученица 10 класса Слобожанина Марина выступила, с исследовательской работай «Пирсинг, как одно из направлений молодёжной моды» и заняла 1 место.
Для развития работы в данном направлении ставлю себе следующую задачу - снизить возрастной порог учащихся, привлекаемых к проектно- исследовательской работе. В этом учебном году попробовала начать работать с учащимися 5 классов.
Перед учащимися ставится проблемы, как правило, близкие пониманию и волнующие девочек в личном плане. Получаемый результат должен быть социально и практически значим. При подготовке дополнительного материала, как вариант домашнего задания, обучающие часто используют готовые проекты из сети Интернет, поэтому считаю наиболее эффективно данную технологию использовать на уроке как краткосрочный проект.
Например, «Какие напитки можно приготовить из дикорастущих ягод и трав», «Какие существуют куклы для кукольного театра в школе», «Какая одежда относиться к романтическому стилю», «история возникновения спецодежды», «Женская юбка с XI века до наших дней».
Для старших девочек темы и вопросы исследовательских работ подбираются в соответствии личностными предпочтениями и находятся в области их самоопределения.
Работа над многими темами проектов начинается с проведения учащимися некоторого социологического опроса, 5 классики осуществляют эту работу в письменной форме. А вот со старшеклассниками, имеющими хорошие навыки владения компьютером, мы анализируем результаты и представляем их в форме диаграмм, работая в программе MSExcel. Учащиеся приобретают навыки работы в данной программе, что пригодится им в дальнейшем при изучении различных дисциплин. В этом году попытаемся с девочками создавать опросы, используя программу Анкетёр (www.anketer.ru). Это позволит не только сделать процедуру опроса увлекательной и интересной, но и быстро и просто проанализировать полученные результаты.
На следующем этапе ученики проводят огромную научно-исследовательскую работу, используя большое количество источников информации. Неоценимую помощь в этом оказывает сеть Интернет.
Завершающий этап заключается в создании компьютерной презентации, оформлении работы и подготовке к её защите. При создании учащимися компьютерной презентации формируются умения систематизировать и обобщать материал, выделять главное в информационном сообщении, грамотно представлять имеющуюся информацию. Работа над презентацией, её публичное представление и защита положительно влияют на развитие у детей навыков общения и публичного выступления. Красиво и в соответствии со всеми требованиям оформить работу позволяет текстовый редактор Microsoft Word. Учащиеся приобретают навыки установки параметров страницы, изменение и размер текста, вставки в текст различных объектов, и т.д. Большой интерес у школьников вызывает работа по созданию буклетов в программе Microsoft Office Publisher и презентаций Microsoft Power Point.
Защита проектов в 5 - 11 классах проводится на уроке, а также в дни науки и творчества, в предметных неделях которые традиционно проходят в нашей школе. При защите таких проектов ученики в отведённое время должны аргументировать выбор темы, рассказать об этапах работы над проектом, владеть необходимой терминологией. Оцениваем чёткость формулировок, результативность работы, культуру речи, умение аргументировано отвечать на вопросы слушателей. Каждый докладчик сопровождает свою работу компьютерной презентацией.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся и использование ИКТ помогают развитию важнейших компетенций для современной жизни: способность делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, владеть навыками взаимодействия с окружающими людьми, владеть устным и письменным обобщением, а также информационными технологиями.
Используя метод проектно-исследовательской работы и ИКТ в течение нескольких лет, я увидела, как меняется отношение ребят к технологии как к предмету школьной программы.
Одним из важнейших для себя направлений деятельности определила развитие собственных личностных качеств. Считаю, что современный учитель должен быть не только предметником и методистом, а в первую очередь, Личностью, интересной себе и окружающим, способной эффективно решать любые задачи, которые перед ним поставила сама жизнь. Я постоянно повышаю свой уровень знаний через чтение книг, методической литературы, ресурсов глобальной сети. Думаю, что учащимся более интересен учитель, который не ограничивается рамками содержания параграфа учебника.
Опыт показывает, что применение проектных технологий с использованием ИКТ на уроках технологии и во внеклассной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены