РАЗРАБОТКИ
|
"Я иду на урок" - эссе учителя математикиУрок математики может быть больше, чем сама математика, если это человек формирующий урок. Было время, когда рассуждала: главное — обучать! Воспитание будет, оно вытекает из знаний, которые даем. И давала. Все больше и больше. А вытекало все меньше и меньше. Затем поняла: обучение и воспитание должны протекать одновременно. А за основной критерий работы надо брать не методическую установку, а отношение ученика к предмету. На каком-то этапе оно важнее самого предмета. Сегодня мой главный ориентир — ученик. Не к математике иду, а к нему с математикой, уверовав, что нет таких проблем, которые я не смогу решить на уроке. Есть дети, которые хотят и могут учиться, другие хотят и не могут или могут, но не хотят, а есть и такие, которые не хотят и не могут учиться. Но как бы ни было, для каждого из этих детей урок должен быть открытием.
Теорема, которую доказывала и доказываю, состоит в следующем: всякий ученик может и хочет учиться, если ощутил практическую пользу и ценность того, чем занимается. Тут-то и рождается нечто большее, чем знание, — отношение к нему. Никакие концепции, структуры, методы не могут быть реализованы, если нет деятельности самого ученика, нет его отношения к предмету. Сегодня я строю уроки с применением деятельностного метода в технологии личностно ориентированного обучения. Педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования урока. Основные направления следующие.
Типология и структура современного урока. Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Примерная типология уроков в современной школе:
Исходя из этой типологии, строится календарный или тематический план с распределением уроков по отдельным разделам и темам в соответствии с образовательными целями. Соотношение уроков различных типов неодинаково и зависит от характера учебной дисциплины, специфики знаний, навыков и умений, целей и задач отдельных учебных предметов. Каждый тип урока имеет определенную четко обозначенную, основную образовательную цель и методику, соответствующую его целям и задачам. Классификация уроков рациональна и позволяет более четко определить цели, задачи и структуру каждого урока и мобилизовать учащихся на успешное их решение.
Общие требования к современному уроку. Общие требования кратко можно сформулировать так:
Эти требования условно можно поделить на четыре группы. Воспитательные требования. Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней. Дидактические требования. Обеспечивать познавательную активность на уроке, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий. Постоянное получение обратной связи позволяет влиять на ход учебного процесса, корригировать его. При обнаружении пробелов в знаниях нужно анализировать их причины и находить пути их устранения. Приучать учащихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений. Психологические требования. Учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер учителя проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками требовательность педагога в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. Учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное психическое состояние на уроке —неуверенность, скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость. Гигиенические требования. Соблюдение температурного режима в классе, надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств. Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием. Дидактические требования к современному уроку.
Требования к построению урока
Определение цели урока. Урок — это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся» (Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд. М., 1982. С. 227). Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Образовательная цель предполагает систему терминов и правил, понятий или законов которые нужно запомнить всем учащимся. Это выработка учебных навыков и умений по предмету и правил организации учебной работы. Её необходимо конкретизировать, например:
Развивающие задачи – это комплекс творческих (сравнение, определение причин и следствий, планирование и анализ деятельности, определение взаимосвязей между структурными элементами и функциями и др.) и общеинтеллектуальных умений (правила запоминания, речи, внимания, воображения). Цель развития предполагает в основном развитие психических качеств учащихся (логики мышления, познавательные, общетрудовые умения), воли и самостоятельности:
Воспитательная цель – это правила нравственности и культуры поведения, которые формируются и развиваются на материале темы. Цель воспитания предполагает формирование у человека комплексного воспитания и определённых свойств личности и черт характера. Это:
Валеологическая цель предполагает соблюдения гигиенических требований к уроку:
Для реализации здоровьесохранного подхода в обучении необходимо учесть гигиенические требования к организации учебных занятий и дать оценку:
Матрица современных методов обучения в образовательном процессе Рассказ – монологическое изложение учебного материала, не прерываемое вопросами, содержащее в основном практический материал – вступление, повествование, заключение. Беседа – диалог учителя с учениками, побуждающий вспоминать уже известные факты, достижению новых знаний путем выводов, рассуждений. Виды бесед:
Лекция – монолог учителя, характеризующийся более строгой структурой, логикой изложения, обилием информации, системным характером освещения, аргументированностью выводов и примеров. Четко определить тему, цель лекции, составить план–конспект, подобрать аргументы и факты. Логически стройное и последовательное изложение теоретического материала, обобщение. Составление конспекта лекции учителя. Использование «живого» языка, наглядности (демонстрации, иллюстрации, видео). Умело выбранные условия: время, место, неперегруженность фактами, культура и эмоциональность речи, контакт с аудиторией, оптимальный темп изложения, использование наглядности, сочетание лекции с семинарскими, практическими занятиями. Учебная дискуссия – обмен взглядами по конкретной теме; помогает упорядочить изученный материал, приобрести новые знания. Дискуссия развивает умения отстаивать свои взгляды, аргументировать свою точку зрения, приобрести коммуникативные навыки. Учить учеников аргументировать свои высказывания, тактично вести диалог, ясно и точно излагать свои мысли, четко формулировать вопросы, слушать собеседника. Работа с книгой – возможность ученика многократно обрабатывать учебную информацию, получать информацию, работать со справочной литературой. Функции: обучающая, развивающая, побуждающая, контрольно-коррекционная. Демонстрация – наглядно-чувственное ознакомление с явлениями, процессами, объектами. Использование аудио-видео-теле-компьютерной техники, макетов, муляжей, схем и плакатов.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены