РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование фразеологизмов и пословиц при работе со словарными словами (из опыта работы)

Учитель начальных классов
ГБОУ школа 62
Яковлева Раиса Александровна
г.Санкт-Петербург.

Использование фразеологизмов и пословиц при работе со словарными словами (из опыта работы)

Заучивание словарных слов для некоторых учеников вызывает затруднения. Ребенок может одно слово писать по нескольку раз, а потом опять допустить ошибку, т.е.
это словарное слово не отложилось в памяти ребенка, не заинтересовало его. Чтобы воспитывать у школьника интерес к словарным словам, нужно использовать различные игровые моменты, например, использование фразеологизмов и пословиц. Фразеологические обороты по своему употреблению принадлежат к разговорной речи, они доступны и понятны детям. Речь детей только выиграет, если они усвоят и включат их в свой активный словарь. Вот примеры некоторых видов работы:

1.«Угадайка» (вставь пропущенное слово)

- Не велик…. да краснеет нос (мороз)
- … любит чистоту (посуда)
- Чужбина-калина, родина -…. (малина)
- Нет ничего кроме, чем… наша (родина)
-… всем…. мать (Москва, городам)
- Крепкую дружбу и …. не разрубить (топором)
- Кто …. солгал, тому не поверят (вчера, завтра)
- Всякая …. мастера боится (работа)
- Без хлеба нет …. (обеда)
- Вьюги да метели под …. Полетели (февраль)
- На чужой стороне и сокола зовут ….(ворона)
- Сам погибай, а …. Выручай (товарища)
- К дому ….. никогда не бывает длинной (дорога)

2. «Фотоглаз» (показ карточки, дети должны успеть прочитать выделенное слово)

- Прикусить ЯЗЫК.
- Дом построить на ПЕСКЕ.
- СГОРЕТЬ дотла.
- Ждать у моря ПОГОДЫ.
- Ищи ВЕТРА в поле.
- Ни к селу, ни к ГОРОДУ.
- Одна нога ЗДЕСЬ, другая там.
- При царе ГОРОХЕ.
- ЯБЛОКУ негде упасть.

3. Выбери нужное слово.

- (Заяц, кот, козел) наплакал;
- (Собачья, медвежья, волчья) услуга;
- Знает (лиса, собака, кошка), чье мясо съела.

4. Исправь ошибку.

.) Она за словом в портфель не лезет ____ (карман)
.) Девочка очень испугалась и задрожала как березовый лист ____ (осиновый)
.) Песню затянули кто в лес, кто по грибы ____(дрова)
.) Народу в зале много – груше негде упасть _____ (яблоку)
.) Его и маслом не корми, только дай книгу почитать.____ (овсом)

5. Восстанови фразеологизмы

.) Делить шкуру неубитого ____ (медведя)
.) Платить той же _____ (монетой)
.) Держать _____ за зубами (язык)
.) За ушко да на ____ (погода)
.) Ждать у моря _____ (погоды)

Учащиеся с интересом отгадывают лингвистические загадки, основанные на явлениях лексической и нелексической омонимии. Их решение, «зашифровано» в самом тексте, нужно лишь перестроить его, увидеть скрытый смысл.

.) Когда коня покупают, какой он бывает? (мокрый, сырой)
.) Три зайца – сколько хвостов? (Сколько зайца не три, хвост у него один)
.) Сколько горошинок входит в стакан? (ни одной, они ходить не умеют)
.) Когда во все колокола звонят? (В овсе колокола никогда не звонят)
Такие игры слов учат младших школьников понимать языковый «юмор», воспитывает языковое чутье.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены