РАЗРАБОТКИ
|
Открытый урок-практикум по теме:«Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня» для 6-го класса.
Открытый урок-практикум по теме:
«Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня» для 6-го класса. (Программа по учебнику В.В. Пасечник «Биология Растения. Грибы. Бактерии») Волкова Наталья Владимировна, учитель биологии МОУСОШ № 1 г. Королева Московской области Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием корней и типами корневых систем. Прививать практические навыки по их распознаванию и определению. Рассказать о клеточном строении корня: изучить зоны корня, их особенности строения в связи с выполняемой функцией. Продолжать развивать навыки работы с микроскопом. Оборудование: Гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневой системой. Таблицы «Типы корневых систем. Клеточное строение корня». Микроскопы, лупы, готовые микропрепараты «Корневые волоски и корневой чехлик». Черенки растений с корнями, луковица с корнями. Проростки фасоли. Ход урока 1 .Урок начинается с повторения пройденного материала. Ученик рисует на доске строение семени фасоли. Далее задается вопрос: Каково строение семени? Какое строение имеет зародыш? Какой орган первым появляется из семени? (Учащиеся отвечают). Эти вопросы и ответы на них связывают предыдущий материал и новый. Учитель подводит итог повторению. Новый материал 2. Учитель зачитывает отрывок из басни И.Крылова «Свинья под дубом» Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у Дуба корни стала. «Ведь это дереву вредит... Задается вопрос классу: Чем же навредила свинья дереву? Будет ли, дуб расти и развиваться? Отвечая на эти вопросы, учащиеся делают вывод о значение корня и его функции. Вывод записывают в тетрадях: - закрепляет и удерживает в вертикальном положении растение; - питает растение, всасывает воду и минеральные вещества. Итак: Корень - один из важных вегетативных органов растения. (Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Виды корней и типы корневых систем».) Различают три вида корней: главный корень, придаточные, боковые корни, показывает их на таблице. Далее учитель предлагает рассмотреть типы корней на живых экземплярах и найти главный корень, придаточные корни, боковые. Рассказывает, что придаточные корни развиваются от стебля, боковые корни от главного корня. Ученики рассматривают живые экземпляры растений: луковицу лука репчатого, черенки традесканции, а также выкопанные из горшочков молодые растения герани. Вопрос классу: Чем отличаются корни друг от друга? Откуда отрастают придаточные и боковые корни? Из чего развивается главный корень? (это промежуточный контроль знаний). Ребята! Подумайте! С какой целью проводят окучивание некоторых сельскохозяйственных культур? Например, таких как капуста, картофель. (Вопрос способствует развитию мышления) Учитель продолжает вести урок, рассказывает о размерах корней, обращая внимание учащихся на гербарные экземпляры растений, рисунки в учебнике (верблюжья колючка, цикорий, овес). Все корни одного растения образуют корневую систему. Различают два типа корневых систем: стержневую и мочковатую. (Работа с таблицей на доске «Типы корневых систем») Стержневая корневая система: одуванчик, клевер, колокольчик. Мочковатая корневая система: лук, пшеница, тюльпан. С целью выработки практических умений закрепления и углубления знаний по теме «Виды корней и типы корневых систем» проводится лабораторная работа №1. Лабораторная работа №1 «Изучение строения стержневой и мочковатой корневой системы» Задание. 1. Рассмотреть предложенные гербарии корневых систем растений, найти: главный, придаточные, боковые корни. 2. Отобрать гербарии растений со стержневой, а затем с мочковатой корневой системой. Сравнить их, найти черты сходства и различия. 3. Зарисуйте растения, имеющие стержневую и мочковатую корневые системы. Подпишите названия типов корней и корневых систем. (Учащиеся зарисовывают увиденные на гербарии растения) 4. Приведите свои примеры растений имеющие стержневую и мочковатую корневую систему. 5. Сделайте вывод о видах корней и типах корневых систем. Затем учитель вспоминает вместе с учащимися пройденный материал по теме «Строение семян». К своим выводам, о строение типов корневых систем, ребята с помощью учителя узнают, что растения класса двудольных имеют стержневую корневую систему, растения класса однодольных - мочковатую корневую систему. Учитель продолжает урок и переходит к изучению внутреннего строения корня. Корень имеет сложное строение. (Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Клеточное строение корня»). Показывает основные участки (зоны) корня. Называет их: корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения. Говорит о том, что только в зоне всасывания находятся корневые волоски. Рассказывает об их значении. Знакомит учащихся с особенностями строения клеток каждой зоны в связи с выполняемой функцией. Далее учащиеся открывают учебники и рассматривают рисунок 63. «Строение и зоны молодого корня» на странице 92 § 20. Учитель обращает внимание учащихся на то, что каждая зона корня состоит из множества групп клеток, которые похожи друг на друга и выполняют определенную функцию. Эта группа клеток получила название-ткань. Ребята записывают определение в тетради. Затем учитель показывает и называет по таблице (Клеточное строение корня) основные зоны корня и соответствующие им ткани. Ребята с помощью текста учебника называют функции, которые соответствуют данному типу ткани. С целью закрепления пройденного материала на уроке проводится лабораторная работа №2 Лабораторная работа №2 «Корневой чехлик и корневые волоски» Задание. 1. Рассмотреть корешок фасоли невооруженным глазом, а затем с помощью лупы. Найти корневой чехлик. 2. Найдите на корне выросты в виде пушка - корневые волоски. Рассмотрите их. Прочитайте в тексте учебника, какое они имеют значение и строение. 3. Положите корешок фасоли в каплю воды, на предметное стекло. Препарат подкрасьте чернилами. Рассмотрите под микроскопом. Рассмотрите готовый микропрепарат корневого чехлика растения. 4. Сравните то, что вы увидели под микроскопом с рисунками в учебнике. Зарисуйте увиденное, сделайте надписи к рисунку. 5. Сравните строение корневых волосков с клетками кожицы лука. 6. Сделайте вывод. Заключение. 3. В качестве закрепления пройденного материала на уроке учащимся предлагается задание в виде теста. (Приложение 1). Правильность выполнения теста, а также лабораторных работ№1, №2 оцениваются. Задачи, поставленные на уроке достигнуты. Учащиеся получают две, три оценки за урок. Тетради с лабораторными работами и тесты сдаются учителю на проверку. Домашнее задание §19, §20. Приложение 1. Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня. Вариант 1 1. Главный корень образуется: а - из зародышевого корешка б - на придаточных корнях в - из нижней части стебля г - на боковых корнях 2. Корневая система образована: а - только главным корнем б - только придаточными корнями в - только боковыми корнями г - корнями растения 3. Корневой волосок: а - боковой корень б - придаточный корень в - вытянутая клетка кожицы, участвующая в поглощении воды и минеральных веществ г - группа клеток, участвующих в поглощении воды и минеральных веществ 4. В поглощении воды из почвы участвует зона а - деления б - растяжения в - всасывания г - проведения 5. Рост корня происходит за счет клеток а - образовательной ткани б - покровной ткани в - механической ткани г - проводящей ткани Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня. Вариант 2 1.Придаточные корни образуются: а - на боковых корнях б - на главном корне в - из зародышевого корешка г - от нижней части стебля 2. Стержневую корневую систему имеет: а - лук б - одуванчик в - горох г - пшеница 3. В мочковатой корневой системе в отличие от стержневой а - нет придаточных корней б - нет боковых корней в - не заметен главный корень г - все корни одинаковой длины 4. Защиту корня обеспечивают клетки а - покровной ткани б - проводящей ткани в - образовательной ткани г - корневых волосков 5. Клетки корневого чехлика обеспечивают а - рост корня б - поглощение воды в - защиту корня от повреждений г - передвижение воды и питательных веществ
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены