РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование календаря астрономических событий года на уроках астрономии

Рощина Элла Вилениновна,
учитель физики МБОУ «Лицей №17»
г. Северодвинска

При изучении астрономии в школе необходимо использовать астрономический календарь, т.к. он содержит информацию, необходимую для расширения знаний и для проведения наблюдений за звёздным небом.

Пособие для школьников и любителей астрономии «Школьный астрономический календарь» сейчас издаётся по заказу московского планетария ограниченным тиражом и малодоступен жителям регионов, например выпуск на 2018/2019 учебный год имел тираж всего 2000 экземпляров.

Календарь астрономических событий года, составленный Фёдором Шаровым, доступен всем пользователям и может быть полезен для организации уроков астрономии, самостоятельной работы обучающихся, внеурочной деятельности по предмету. Данный табличный календарь предназначен для напоминания об основных астрономических явлениях и событиях года, а также ознакомления с условиями видимости ярких небесных тел, доступных наблюдению в небольшие астрономические приборы любительского уровня. В формате PDF объём календаря 15 страниц (первую и последнюю страницы можно не распечатывать в целях экономии бумаги), поэтому возможно приготовить для проведения уроков комплект на кабинет (по одному экземпляру на парту).

Этот календарь содержит комментарии по использованию, странички на каждый месяц календарного года (с января по декабрь) со схемой “Вид южной части неба”, списком астрономических явлений, условиями видимости ярких планет, максимумами блеска долгопериодических переменных звёзд и т.д.

Методические рекомендации по использованию календаря астрономических событий года (например, на 2020 год)

1. Схема «Вид южной части неба на 22 часа 15 января (февраля, марта и т.д.) - фрагмент карты звёздного неба северного полушария для широты Москвы (55о). На схеме показаны границы созвездий, отмечены наиболее яркие звёзды. Рассматривая поочерёдно схемы нескольких месяцев можно заметить, что звёзды и созвездия перемещаются по небу в течение года. Удобно пронаблюдать за ковшом Большой медведицы, например, с февраля по май. За месяц наблюдается «поворот» примерно на 30°. Этот факт объясняется тем, что звёздные сутки почти на 4 минуты короче солнечных, каждая звезда за 24 часа поворачивается на небе примерно на 361°.

2. В списке астрономических явлений необходимо найти даты прохождения Землёй основных точек её орбиты: перигелий (в январе) и афелий (в июле), дни равноденствия (в марте и сентябре), дни солнцестояния (в июне и декабре). Далее рассмотреть особенности этих явлений, объяснить их периодичность. Для наглядности можно на окружности (как модели земной орбиты) отметить положения Земли в эти даты (рис.2). Окружность разделить на 12 дуг (по количеству месяцев в году, можно не учитывать их различную продолжительность). Удобно использовать аналог – тригонометрический круг, и положение Земли на 1 января отмечать в крайней правой точке (вращение как раз против часовой стрелки).


(рис 2)

3. По списку астрономических явлений месяца можно начать изучение темы «Конфигурации планет». Меркурий – внутренняя планета с малым сидерическим периодом, поэтому синодический период тоже небольшой (в отличие от Венеры). Но орбита Венеры менее вытянутая (эксцентриситет значительно меньше, чем у Меркурия), поэтому можно проанализировать конфигурации Венеры. Для наглядности можно использовать схематичный рисунок: начертить орбиты Венеры и Земли в виде концентрических окружностей (радиусы отличаются примерно в 1,4 раза). Внешнюю окружность (орбиту Земли) разделить на 12 дуг (по количеству месяцев). По календарю найти даты элонгаций (утренних и вечерних) и соединений (верхних и нижних), отметить положение Земли на её орбите в эти даты. Далее построением найти положение Венеры в соответствующих конфигурациях (рис. 3).

Например, в 2020 году конфигурации Венеры: 25 марта – вечерняя элонгация, 3 июня – нижнее соединение, 13 августа – утренняя элонгация. Верхнее соединение Венеры с Солнцем наблюдалось в 2019 году (14 августа), следующее будет уже в 2021 году (в мае).


(рис 3)

4. Для внешних планет в календаре мы найдём даты для противостояний и соединений, к сожалению, отсутствуют квадратуры (но их даты можно вычислить). Для наглядности так же можно отметить положение Земли в эти даты и построением найти положение планеты в соединении и противостоянии (удобно использовать данные по Юпитеру). В этом случае окружность меньшего радиуса - орбита Земли, а большего - орбита Юпитера. В реальности радиусы орбит Земли и Юпитера отличаются в 5,2 раза, но соблюдать это масштаб не обязательно (рис. 4). Не сложно даже определить, когда эти конфигурации снова повторятся или установить прошедшие (проверить можно потом по календарю на следующий или предыдущий года).

Например, противостояния Юпитера наблюдалось 10 июня 2019 года и будет 14 июля 2020. Соединение Юпитера с Солнцем было 27 декабря 2019 года и будет в конце января 2021 года.


(рис 4)

5. При объяснении петлеобразного движения планет можно использовать даты стояний планет (до и после противостояний для внешних планет, до и после нижнего соединения для внутренних планет), отмеченные в календаре. Это делает обсуждение более реальным и интересным, а объяснение – более понятным.

Например, даты стояний Меркурия 17 февраля и 10 марта, т.е обратное движение длится 3 недели, при этом нижнее соединение приходится на 26 февраля 2020 года. В течение года это происходит несколько раз.

Даты стояний Марса 10 сентября и 14 ноября, т.е. попятное движение Марса длится более двух месяцев. Противостояние Марса приходится на 14 октября.

6. При изучении темы «Фазы Луны» можно использовать информацию по текущему месяцу (на 1,5,10,15,20,25,30 число), даты новолуний (фаза 0,00), полнолуний (фаза 1,00), как в текущем, так и в других месяцах.

Список источников

  1. http://blog.astronomypage.ru
  2. http://blog.astronomypage.ru/category/astronomiya/tabel-calendar/
  3. Школьный астрономический календарь на 2019/2020 учебный год. Вып.70: пособие для школьников и любителей астрономии / авт.-сост. М.Ю.Шевченко, О.С.Угольников – Москва: АО «Планетарий», 2019. – 112 с. :ил., цв.вкл.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены