РАЗРАБОТКИ
|
"Кружевная сказка" - занятие внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусствуЦель: создание условий для формирования у школьников активного, эмоционально-личностного отношения к народному творчеству родного рязанского края, через ознакомление с его традициями. Задачи:
Регулятивные универсальные учебные действия Учащиеся научатся:
Познавательные универсальные учебные действия Учащиеся научатся: осваивать первоначальные навыки работы с коклюшками (наматывание ниток, завязывание узелка, выполнение действий «сплести», «перевить») Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся научатся: сотрудничать в совместной деятельности со старшими товарищами. Оборудование: компьютер, экран, проектор; кружевные изделия; оборудование для кружевоплетения; карточки с образцами основных элементов кружевоплетения и фрагментами кружева; шкатулка с различными нитками, и коклюшками; колокольчик. Ход занятия: Педагог: Дети, сегодня мы продолжим знакомство с традиционными промыслами рязанского края. В этот раз я расскажу вам о Михайловском кружеве, а помогут мне девочки, которые занимаются в нашем школьном кружке кружевоплетения. Итак, начнём нашу новую экскурсию в волшебный ларец (звоню в колокольчик и одновременно открываю шкатулку): Позвонили в бубенец Как вы видите, в нашем ларце сегодня – коклюшки (особенным образом выточенные деревянные палочки), нитки и кружева. Все эти кружева сплетены на коклюшках, но есть среди них особенные, которые созданы на рязанской земле в Михайлове. В чём же их особенность? Об этом я вам сегодня и расскажу. Существует красивая легенда о том, как появились на земле мастерицы способные создавать чудесные кружева. Вот эта легенда: Однажды, в давние-давние времена пролетала над землёй Жар-птица. И уронила она несколько своих волшебных перьев. Там, где эти перья упали на землю, появились искусные мастерицы, способные своими руками творить красоту. А одно такое перо упало на рязанскую землю, и возник в Михайловском уезде, Рязанской губернии кружевной промысел – всем другим на удивление. Посмотрите на экран, вот михайловские кружева, а вот кружева, выполненные мастерицами других кружевных промыслов. Есть ли разница? (Дети должны самостоятельно ответить на следующие вопросы.) - В чём, как вы думаете, основное отличие Михайловского кружева? (Задавая наводящие вопросы, помогаю детям самостоятельно определить, что основное отличие михайловского кружева это его цветовая гамма.) - А какого цвета в Михайловских кружевах больше всего? (Красного.) - А почему красный цвет назвали красным? (Красный – красивый) Педагог: Красный цвет, кроме того, считался магическим, Известно, что магические свойства красного цвета древние народы связывали с цветом огня и солнца. И поэтому считалось, что этот цвет оберегает, защищает от злых духов, и именно поэтому мы можем так часто увидеть красный цвет в изделиях народных мастеров, особенно в украшении народного костюма. Какие же инструменты и приспособления необходимы, чтобы создавать такие прекрасные кружева? Всё это нам сейчас продемонстрирует и обо всём расскажет Маша. Маша: - Оборудование для кружевоплетения состоит из подставки, подушки, коклюшек, булавок и плотного картона для сколков. На подставку укладывается подушка, которая представляет собой туго набитый валик. Набивают её сеном, соломой или опилками. На подушке закрепляют сколок, то есть чертёж, по которому плетётся кружево. На сколок навешивают коклюшки – деревянные палочки, на которые наматываются нитки. Необходимым материалом в кружевоплетении являются булавки. Они вкалываются в сколок, прикреплённый к подушке, поддерживают и закрепляют соединённые при плетении нити. Педагог: А сейчас я познакомлю вас с основными приёмами кружевоплетения. Эти приёмы основаны на переборе – перекладывании в определённом порядке коклюшек с намотанными на них нитками. И, несмотря на всё многообразие узоров, созданных руками мастериц, в основе любого кружева лежат всего четыре основных приёма. Эти приёмы вы увидите на карточках, которые вам сейчас раздадут мои помощницы. Они же покажут вам, как выглядит каждый приём в работе, пока я буду о нём рассказывать. Итак:
Сочетая между собой эти приёмы, мастерицы создают прекрасные узоры, очень разнообразные и не повторяющиеся. В этом вы можете убедиться, внимательно рассмотрев представленные образцы кружев. Теперь давайте посмотрим насколько вы внимательны, сможете ли вы определить, какие приёмы использовали при плетении различных кружевных изделий (дети получают карточки с образцами кружева и должны попытаться назвать те приёмы, которые использовались при плетении того или иного образца). Педагог: А сейчас мы с вами на несколько минут постараемся перенестись в прошлое, чтобы представить, как же работали кружевницы. Представьте себе такую картину: Зимний вечер. На улице уже темно. Мороз. А в бревенчатой избушке, утопающей в снегу по самые оконца, жарко топится печка, горит лучина. На скамейках сидят молодые девушки, которые собрались на посиделки. Они плетут кружева. Тихонько постукивают в их руках коклюшки. А под мелодичный перезвон коклюшек так и просится песенный напев (Включаю звук). Звучит музыка и работают кружевницы, а дети тихо встав со своих мест, подходят к ним и внимательно рассматривают их работы. Затем приглушив звук, говорю следующее: - Сегодня вы тоже примете участие в посиделках. Займите места за станочками, а девочки-кружевницы помогут вам освоить самый простой приём кружевоплетения, с которого начинали обучение все самые искусные мастерицы. Далее идёт самостоятельная работа учащихся под руководством кружевниц. Учитель внимательно наблюдает за происходящим и вмешивается по мере необходимости. Итоги работы подводим, сравнивая полученные плетешки: кто сплёл больше всех, а главное, у кого получилось качественнее. Список литературы:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены