РАЗРАБОТКИ
|
Урок по изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова "Дума"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ:
«М.Ю.ЛЕРМОНТОВ «ДУМА» » (учитель Калачева Татьяна Петровна) Ст.Полтавская МАОУ СОШ №7 М.Ю.ЛЕРМОНТОВ «ДУМА» Печально я гляжу на наше поколенье: Его грядущее иль пусто , иль темно. М.Ю.Лермонтов Цитата для дискуссии: Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение. Бенкендорф. Словарная работа: 1. Пластическая картина объективности – пластика – совокупность искусств, создающих объемные формы (скульптура, резьба). 2. Персонифицировать – персона – личность, особа. 3. Пафос – страстное воодушевление, подъем, энтузиазм. 4. Собирательный образ. 5. Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. 6. Полемика – спор при обсуждении литературных, политических вопросов. ХОД УРОКА: Учитель объявляет тему урока, цель и план, который дан на доске. 1. Эпоха «безвременья» по книге Герцена «Былое и думы». 2. Стихотворение «Монолог». 3. Анализ стихотворения «Дума». 4. Сопоставление стихотворений Лермонтова «Дума» и «Гражданин» Рылеева. 1. Вопрос к классу: А) Что позволило Белинскому определить Лермонтова как «поэта совсем другой эпохи»? Охарактеризуйте это время. - разгром декабристов. - революционные взрывы во Франции, Бельгии, Польше – 1830г. - разгул правительственной реакции. - газета «Северная пчела» и журнал «Сын Отечества» - Гнедич и Булгарии – рупор правительства. Б) Удалось ли правительству полностью задавить свободную мысль в России? - (Нет, но воздержались от активной борьбы, не верили в победу над царизмом). Носители революционности были одиноки. Но какие! Герцен, Огарев, Чаадаев, демократически настроенный Белинский. 2. Сообщение учебника об эпохе «безвременья» по книге Герцена «Былое и думы»\ - гл.3. Смерть Александра 1 и 14 декабря. Нравственное пробуждение. 3. УЧИТЕЛЬ: Таким образом, 30-е годы в жизни русской интеллигенции – время решения сложных социальных и философских проблем, время глубоких раздумий над смыслом человеческой жизни, над местом человека в мире и обществе. Поэзия Лермонтова стала художественным отражением эпох раздумий. В 1829 году появляется стихотворение «Монолог». 4. Выразительное чтение «Монолога» учеником. 5. ВОПРОСЫ: 1. Каким мы видим собирательный образ поколения, созданный поэтом? 2. В чем он усматривает его трагедию и кого винит в ней? 6. УЧИТЕЛЬ: Эти стихи стали своего рода зерном будущей «Думы», появившейся 1838г. Прежде , чем обратиться к тексту, я хочу акцентировать ваше внимание на том, что в нем нет пластических картин объективной действительности, т.е. нет образов. Мысль не развивается, а как бы идет по замкнутому кругу, - и в будущем она персофицируется в образе Печорина из романа «Герой нашего времени». 7. Выразительное чтение учителем «Думы». 8. Анализ стихотворения: 1. Давайте поразмыслим, почему стихотворение названо «Дума»? (Название знаменательно. Оно ассоциируется с 2Думами» Рылеева. Но эта связь по контрасту, в таком определении – горькая ирония.) 2. Почему в этой связи по контрасту – горькая ирония? О ком «Думы» Рылеева? (О выдающихся людях.) А в «Думе» Лермонтова? (Рассказ о жалкой участи их потомков.) 3. Как характеризует Лермонтов в «Думе» жизненный путь и «идеалы своего поколения? За что осуждает, в чем упрекает их поэт? А) Прежде, чем отвечать, давайте обратимся к официальной, правительственной позиции, которая была выражена шефом жандармов Бенкендорфом. Б) Лермонтов , как бы вступает в полемику с этой официальной теорией. Что же говорит он об исторических судьбах людей своего поколения? Какова их родословная? …Богаты мы, едва … Ошибками отцов … Их настоящее: …Так тощий плод … И час красоты – его … час Их будущее: … над миром мы пройдем … ИТОГ: Жизненный путь этих людей – «ровный путь без цели .» В) Но что это – исторически обусловленная беда не вовремя родившегося поколения или его вина? Снимает ли Лермонтов ответственность со своих современников? Вспомните эпоху «безвременья». С) Лермонтов строгий судья своего поколения. Обвиняет его в бездействии пассивности, в том, «что вянет без борьбы», не пытается вырваться из замкнутого круга жизни, изменит судьбу. Г) Как рисует Лермонтов духовный мир этих людей, их нравственный облик? Обратим внимание на конкретные сопоставления: - «К добру и злу постыдно равнодушны». - «И ненавидим мы, и любим мы случайно». - «Ни злобе, ни любви ничем не жертвуя». ИТОГ: Так раскрывается полнейшая апатия, безразличие к жизни. - «И мы входим в мир» обесцененных ценностей: «богатство ошибок» - бедность «бесполезный клад» - не клад «чужой праздник» - не праздник «бесполезные науки» - не науки «томительная жизнь» - не жизнь. 4.Но прав ли Лермонтов в такой оценке своих современников? - (Его горькие обвинения нельзя распространять на всех (Герцен, Белинский, Огаров, Лермонтов). - Учитель: В стихотворении раскрываются сложные связи поэта с его поколением. Говорит «Я» - потом «мы». Глядеть можно только на то, что вне тебя. В дальнейшем, однако, объединяет себя с поколением: «Богаты мы, едва из колыбели…» - Найдите эпитеты, которыми характеризует Лермонтов своих современников. - Презрение работы - Постыдно равнодушны - Позорно малодушны. ИТОГ: Эти самообвинения свидетельствуют о высокой ответственности поэта перед настоящим и будущим его отечества и придают стихотворению особую пронзительность и горечь. 5.Поретяла ли «Дума» свое значение в наши дни? (Предупредить от прямых и грубых аналогий с современной жизнью, от антиисторического подхода). Свой жизненный путь многие молодые люди подчас представляют слишком облегченным. Между тем человеческая личность формируется в исканиях, сомнениях, в борьбе за осуществление своих идеалов. И если молодой человек задумается над жизнью, Лермонтов будет ему верным союзником. Лермонтов вводит нас в «чудный мир тревог и битв», призывает нас не быть пассивными, и эти призывы как нельзя более актуальны в наши дни. 6.Сопоставление стихотворений «Дума» Лермонтова и «Гражданин» Рылеева (Самостоятельная работа). 7. Домашнее задание – стихотворение «Дума» наизусть. Развернутый анализ.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год Популярные разработки
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как выбрать кружок для ребенка: Советы для родителей Сочинение ученика 11 класса «Этот мир многоязычен» Использование нейропсихологического подхода на уроках русского языка |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены