РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Методика формирования познавательного интереса младших школьников (на материале учебных предметов гуманитарного цикла)».

«Методика формирования познавательного интереса младших школьников (на материале учебных предметов гуманитарного цикла)».
Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения. Для формирования и актуализации познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. В школьный период своей жизни ребенок получает очень большое количество знаний обо всем мире. По мнению А.А. Эскандерова, «…если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний…»
Проблема исследования заключается в существующем противоречии между требованиями стандарта к высокому уровню усвоения программного материала учащимися и недостаточным вниманием к совершенствующимся способам формирования познавательного интереса к предметам гуманитарного цикла у младших школьников.
Если в процессе обучения русскому языку и литературному чтению целенаправленно использовать разнообразные методы формирования познавательного интереса к изучаемым дисциплинам, то, возможно, уровень успеваемости младших школьников будет повышаться.
Работа над познавательным интересом включает три этапа:
1. Изучение стартового уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников к обучению;
2. Реализация методики формирования познавательного интереса на уроках русского языка и литературного чтения;
3. Выявление динамики уровня познавательного интереса.
С целью определения стартового уровня сформированности познавательного интереса к урокам русского языка и литературного чтения в можно использовать методику А.А. Горчинской «Познавательная активность младшего школьника».
Можно выделить следующие методы формирования познавательного интереса:

1. Метод познавательных игр (шарады, загадки, дидактические игры, метаграммы, анаграммы, логографы)
Использование данного метода создает у детей радостное рабочее настроение, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе. В процессе игр детям приходится анализировать, сравнивать, обобщать, чтобы прийти к правильным выводам.
На уроках литературного чтения также можно использовать метод познавательных игр. Например, при изучении темы «Дорогами сказок» проводилась игра «Вспомни и назови сказку»: на плакате в столбик были записаны слова-названия, характерные для русских сказок, и для зарубежных. Справа и слева соответственно размещены иллюстрации, изображающие типичного сказочного героя, пейзаж или жилище, предметы быта или одежды из русских и зарубежных сказок. Разглядев плакат и прочитав надписи, учащиеся называли те сказки, которые им представлялись при восприятии левой и правой сторон плаката. Побеждал тот ряд, который называл большее число сказок, не допустив при этом ошибки.
2 Метод эмоционального стимулирования реализуется посредством проведения соревнований между рядами или отдельными учащимися. Общеизвестно, что соревнование помогает детям пережить успех, радость познания, гордость за свои достижения, что в свою очередь воздействует на эмоциональные процессы ребенка. Например на уроке литературного чтения на тему «Дорогами сказок» было организовано соревнование-путешествие между двумя командами. На этом уроке дети путешествовали по художественным произведениям, и только их прочные знания помогли им выполнить все задания.
3 Метод создания ситуаций познавательного спора является еще одним способом формирования познавательного интереса. Включение учеников в ситуации споров не только углубляет их знания, но и невольно приковывает их внимание к теме и вызывает прилив интереса. В процессе спора учащиеся проявляют свою настойчивость, целеустремленность. Для создания ситуации спора на уроках русского языка и литературного чтения детям предлагается высказывать свое мнение по тому или иному вопросу, задавал вопросы: «Кто думает иначе?», «Почему вы так думаете?» «Докажите».
4. Реализация метода решения нестандартных творческих заданий способствует развитию творческих процессов младших школьников, что в свою очередь положительно влияет на формирование познавательных интересов школьников.
Мною были использованы следующие виды нестандартных творческих заданий:
1. Составление фамилии автора произведения из пропущенных в словах букв.
2. Чтение подчеркнутых букв.
3. Выделение слов (слова), являющихся названием произведения, из предложенного ряда.
Подобные задания можно использовать и на уроках русского языка.
Для выявления динамики развития познавательного интереса можно провести изложение по методике А.К. Дусавицкого «Непроизвольное запоминание».
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены