РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Значение системного подхода для повышения результативности

Значение системного подхода для повышения результативности
учебного процесса.
Развитие личности является приоритетной задачей образования, поэтому особое
значение приобретает системный подход в обучении, особенно в биологии. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Системный подход к познанию и преобразованию любого объекта является ведущим общенаучным подходом; это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход к обучению позволяет развить у учащихся системное мышление, навыки логического познания, стимулировать деятельностную активность учащихся. Кроме того, системный подход обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала.
В соответствии с технологией системного подхода любой изучаемый биологический объект рассматривается через понятие «системы». При этом каждая система имеет свою структуру, которая не сводится к сумме частей, а состоит из взаимосвязанных элементов. Понятие «биологическая система» – основа биологического образования, которая дает возможность обеспечить преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях обучения. Уже при изучении биологии в среднем звене частные понятия могут быть сконцентрированы вокруг общих биологических закономерностей, отражающих суть жизни в целом.
Особенность системного подхода в школьном курсе биологии состоит в том, что материал 6-11 классов рассматривается как единый образовательный курс, что накладывает определенные требования и на содержание учебного материала, и его методическое сопровождение. Учащимся среднего звена я объясняю понятие «система». Система (греч. – составленное из частей, соединенное) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство (Философский словарь, под ред. И.Т. Фролова). Затем учащиеся знакомятся с классификацией систем. Они выделяют живые и неживые системы, естественные (природные) и искусственные (созданные человеком).Элементы системы – это часть или структурная единица, из множества которых построен изучаемый объект и которая выполняет в данной системе определенную функцию. Далее учащиеся знакомятся с отличительными особенносятми живых систем. Для биологических систем, в отличие от всех прочих, характерны следующие свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция. Развитие системного мышления учащихся – процесс постепенный. В полной мере системный подход реализуется в старших классах в курсе общей биологии, т.к. наиболее эффективно применим при изучении понятия «Уровни организации жизни».
Главный итог подобного подхода к обучению: опора на предыдущие знания, работа над системой общих понятий ведет не только к усвоению знаний, но и к развитию системно-логического мышления, и, следовательно, к более высоким результатам в обучении.
Системно-ориентационный подход к обучению предполагает определенные
требования к содержанию учебного материала и его методическому построению.
В основе педагогической практики лежит закон умственного развития - от общего к
частному.
В биологии системный подход является основой познания уровней организации
жизни на планете Земля.
Частные понятия должны быть сконцентрированы вокруг общих биологических
закономерностей, отражающих суть жизни в целом.
Пример:Одним из основных процессов, происходящих в растениях, является «испарение».
Для растения защита от жаркого солнца - охлаждение, за счет испарения влаги с
поверхностных тканей листьев.
Рассматривается процесс испарения, его значение, орган в котором происходит
процесс, ткань, участвующая в процессе, способ регулирования количества
испаряющейся воды и т.д.
Рассматриваются взаимосвязи строения клеток, тканей, органов в организме, самого
организма и среды обитания.
Такой системный подход позволяет развивать у учащихся системное мышление.
Системный подход к планированию учебно-воспитательных задач урока
обеспечивает закрепление основных биологических понятий, формирует навыки и
умение наблюдать, ставить опыты, исследовать живые объекты.
Системный подход к учебному процессу привлекает учащихся к проблемам охраны
природы, помогает раскрыть красоту и гармонию в природе.
У них формируется умение выделять главное в изучаемом материале, производить
сравнение процессов и т.п.

Системный подход необходим в вопросах контроля знаний. Учебный курс биологии представляет единую систему, в которой биология растений, животных, человека тесно связаны. Из класса в класс с повышением уровня знаний раскрываются биологические понятия и закономерности. Для контроля знаний могут быть предложены лабораторные работы, самостоятельные работы, различные отчеты.
В заключение можно отметить, что в биологии трудно переоценить значение системного подхода для повышения результативности учебного процесса. Без системного подхода изучение биологии, анализ и понимание огромного объема знаний был бы просто не возможен.
Всего комментариев: 3
avatar
1 • 20:00, 13.02.2012

У данной работы более 40% совпадений с работой Некрасовой, опубликованной ранее по ссылкам:
[18:56:53] Найдено 42% совпадений по адресу: http://festival.1september.ru/articles/604254/
[18:56:53] Найдено 43% совпадений по адресу: http://lnekrasova.ru/system.html
[18:56:53] Найдено 42% совпадений по адресу: http://www.eidos.ru/journal/2011/1023-04.htm
avatar
2 Игоревич • 21:37, 13.02.2012

Согласен, но текст не скопирован. Я бы отнес его к рерайту, наверное. Подождем, что скажет Наталья Владимировна.
avatar
3 внв • 22:28, 13.02.2012

Мой Материал статьи составлен по учебно - методическому пособию: Т. С. Сухова "Системный подход как условие развивающего обучения в курсе биологии. Но если подобного материала много на сайтах, я предлагаю мой материал не публиковать ( Удалить). Спасибо.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены