РАЗРАБОТКИ
|
Значение системного подхода для повышения результативности
Значение системного подхода для повышения результативности
учебного процесса. Развитие личности является приоритетной задачей образования, поэтому особое значение приобретает системный подход в обучении, особенно в биологии. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Системный подход к познанию и преобразованию любого объекта является ведущим общенаучным подходом; это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход к обучению позволяет развить у учащихся системное мышление, навыки логического познания, стимулировать деятельностную активность учащихся. Кроме того, системный подход обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала. В соответствии с технологией системного подхода любой изучаемый биологический объект рассматривается через понятие «системы». При этом каждая система имеет свою структуру, которая не сводится к сумме частей, а состоит из взаимосвязанных элементов. Понятие «биологическая система» – основа биологического образования, которая дает возможность обеспечить преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях обучения. Уже при изучении биологии в среднем звене частные понятия могут быть сконцентрированы вокруг общих биологических закономерностей, отражающих суть жизни в целом. Особенность системного подхода в школьном курсе биологии состоит в том, что материал 6-11 классов рассматривается как единый образовательный курс, что накладывает определенные требования и на содержание учебного материала, и его методическое сопровождение. Учащимся среднего звена я объясняю понятие «система». Система (греч. – составленное из частей, соединенное) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство (Философский словарь, под ред. И.Т. Фролова). Затем учащиеся знакомятся с классификацией систем. Они выделяют живые и неживые системы, естественные (природные) и искусственные (созданные человеком).Элементы системы – это часть или структурная единица, из множества которых построен изучаемый объект и которая выполняет в данной системе определенную функцию. Далее учащиеся знакомятся с отличительными особенносятми живых систем. Для биологических систем, в отличие от всех прочих, характерны следующие свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция. Развитие системного мышления учащихся – процесс постепенный. В полной мере системный подход реализуется в старших классах в курсе общей биологии, т.к. наиболее эффективно применим при изучении понятия «Уровни организации жизни». Главный итог подобного подхода к обучению: опора на предыдущие знания, работа над системой общих понятий ведет не только к усвоению знаний, но и к развитию системно-логического мышления, и, следовательно, к более высоким результатам в обучении. Системно-ориентационный подход к обучению предполагает определенные требования к содержанию учебного материала и его методическому построению. В основе педагогической практики лежит закон умственного развития - от общего к частному. В биологии системный подход является основой познания уровней организации жизни на планете Земля. Частные понятия должны быть сконцентрированы вокруг общих биологических закономерностей, отражающих суть жизни в целом. Пример:Одним из основных процессов, происходящих в растениях, является «испарение». Для растения защита от жаркого солнца - охлаждение, за счет испарения влаги с поверхностных тканей листьев. Рассматривается процесс испарения, его значение, орган в котором происходит процесс, ткань, участвующая в процессе, способ регулирования количества испаряющейся воды и т.д. Рассматриваются взаимосвязи строения клеток, тканей, органов в организме, самого организма и среды обитания. Такой системный подход позволяет развивать у учащихся системное мышление. Системный подход к планированию учебно-воспитательных задач урока обеспечивает закрепление основных биологических понятий, формирует навыки и умение наблюдать, ставить опыты, исследовать живые объекты. Системный подход к учебному процессу привлекает учащихся к проблемам охраны природы, помогает раскрыть красоту и гармонию в природе. У них формируется умение выделять главное в изучаемом материале, производить сравнение процессов и т.п. Системный подход необходим в вопросах контроля знаний. Учебный курс биологии представляет единую систему, в которой биология растений, животных, человека тесно связаны. Из класса в класс с повышением уровня знаний раскрываются биологические понятия и закономерности. Для контроля знаний могут быть предложены лабораторные работы, самостоятельные работы, различные отчеты. В заключение можно отметить, что в биологии трудно переоценить значение системного подхода для повышения результативности учебного процесса. Без системного подхода изучение биологии, анализ и понимание огромного объема знаний был бы просто не возможен.
Всего комментариев: 3
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены