РАЗРАБОТКИ
|
Урок русского языка в 3 классе "Определение склонения сущ., стоящего в косвенном падеже"
Урок русского языка в 3 классе
Тема урока: Определение склонения существительного, стоящего в косвенном падеже. УМК: система Л.В. Занкова Учебник: А.В. Полякова «Русский язык 3 класс» Учебник, часть 2 Тема: Определение склонения существительного, стоящего в косвенном падеже. Урок: 6 Основное содержание урока: Определение склонения существительного, стоящего в косвенном падеже Цели: Развивающая 1.Учить ставить задачу урока самими учащимися, выводить правило. 2.Формировать самооценку и самоконтроль. 3.Развивать внимание, память, логическое мышление. 4.Развивать речь учащихся. Воспитывающая 1.Воспитывать аккуратность, прилежность. 2.Прививать любовь к русскому языку. Обучающая 1.Совершенствовать навыки определения склонения имён существительных в начальной форме. 2.Научить определять склонение существительного, стоящего в косвенном падеже. Тип урока: Урок изучения нового материала Методы проведения урока: Побуждающий диалог, выдвижение гипотезы, исследование Формы работы: Общеклассная, самостоятельная, индивидуальная. Оборудование: доска, карточки с текстами, карточки – памятки, карточки – алгоритмы, учебник, тетрадь. Ход урока 1.Организационный момент. (1 мин) -Проверили посадку. Стараемся писать в тетради чисто, красиво и грамотно! 2. Актуализация опорных знаний (13 мин) -Слушаем внимательно предложение и записываем слово на заданную орфограмму. 1 орфогр.: Непроизносимый согласный в корне слова. Над полями и лесами светит яркое солнце. 2 орфогр.: Парный согласный в середине слова. От теплых лучей ожила первая травка. 3 орфогр.: Парный согласный в конце слова Потемнел крепкий лед на реках и озерах. 4 орфогр.: Ь - Показатель мягкости. Как хороша весенняя капель! 5 орфогр.: Двойная согласная в корне слова. Группа ребят отправилась в лес. 6 орфогр.: Гласные после шипящих. С наступлением весны жизнь в лесу пробуждается. (Дети слушают предложения (читаю каждое предложение 2 раза) и пишут в тетради слова в строчку, через запятую. Ручкой с зеленой пастой подчеркивают заданную орфограмму) -Проверяем внимательно и доказываем написание. Образец ответа: ( в слове солнце непроизносимый согласный ₍л₎ - проверочное слово солнечный) На доске появляется запись: Солнце, травка, лёд, капель, группа, жизнь. -Посмотрите, может быть я выписала лишне слово или, наоборот, не написала какое-то слово. Кто со мной не согласен? (Миша Р. выписал из 3-го предложения слово крепкий. «Я понял! Надо с парной согласной на конце слова, а в слове «крепкий» в середине) (3 ученика исправили ошибки до проверки с доски.) -У кого так, поставили на полях (+) -Что общего у этих слов? (Люся П. – Это всё существительные в ед.числе, И.п. Саша А. - Да, они в Н.Ф. Лера Ш. - Каждое слово начинается с согласной) -Все верно! Какое задание к этим слова я могу вам дать? ( Лайма Я. – Разделить на группы. Влада М. – Насти лишнее слово. Артем Г. – Определить склонение.) -Да, нужно определить склонение у данных существительных. - Сколько склонений в русском языке ? ( Равиль Г. – 3 ) - Как определяем склонение у существительных в Н.ф. ? ( Егор С. – Мы знаем алгоритм ) -Зеленым цветом запишите его у себя в тетради. -На доске составит Настя К. На доске появляется запись : Н.ф.(И.п., ед. ч.)- род, окончание - склонение (Ученица проговаривает алгоритм вслух) -Определите склонение. (Над каждым словом ставят цифру 1,2 или 3 ) -Проверяем. (Дети говорят, какие имена существительные к какому склонению относятся. Например: солнце – сущ. ср. р.(оно моё), окончание –е, значит, 2 скл.) (Два ученика слово капель отнесли ко 2 склонению, остальные ребята сделали задание без ошибок) -Какая задача стояла на предыдущих уроках русского языка ? (-Определение склонения существительных в Н.ф. ) 3. Постановка учебной задачи (7мин) -Определим задачу на данный урок. -Возьмите карточку №1 -Прочитайте отрывок стихотворения С.Есенина сначала про себя, чтобы выразительно прочитать вслух и сказать о чем оно. 1. Заколдован невидимкой Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна. (Оля С. читает вслух.) -О чем это стихотворение? (-О лесе.) -О каком? (-О зимнем) -Какие литературные приемы использовал С.Есенин в своем стихотворении, чтобы оно стало красивым? (-Олицетворение: дремлет, подвязалася; -Сравнение : словно белою косынкой) -Найдите имена существительные в данном стихотворении и поставьте под ними (.) -Сколько имен сущ. нашли ? (6) (Дети проверяют и доказывают с карандашом в руках. По ходу проверки 2 ученика не отметили сущ. сна) -Определите падеж данных существительных. (В помощь над доской висит алгоритм определения падежа: 1. Найти слово, от которого зависит данное сущ. 2. Поставить от него вопрос. ) -По цепочке проверяем, исправляем ошибки ручкой с зеленой пастой. (3 ученика нашли ошибку во время проверки, 2 ученика исправили до проверки.) -Что еще можем определить у данных существительных? (-Склонение) -У каких сущ. вы легко определили склонение? (-лес, сосна) -Почему? ( Ваня Г. – Они в Н.ф., и мы знаем алгоритм) -Кто определил склонение у других сущ. ? (2 ученика подняли руку) -Почему у остальных сущ. труднее определить склонение? (Вероника М- они не в Н.ф.) -Как еще можно сказать? (Артем Г. – они в косвенных падежах) -Итак! Задача данного урока? (Миша К.- Мы должны научиться определять склонение существительного, которое стоит в косвенном падеже) На доске под знаком ! написано: Сущ. в косвенном падеже -Вернемся к стихотворению чуть позже. Физкультминутка(1 мин) 4 . «Открытие» детьми нового знания (9мин) -Как же нам поступить, чтобы определить склонение у сущ., которое стоит в косвенном падеже? (Люся П. (ученица, которая попыталась в стихотворении определить склонение всех сущ.) – Мы можем их поставить в начальную форму) - У нас есть версия. Проведем исследование. - Возьмите карточку №2 (Такой же текст на доске) 2. Наступила ранняя весна (_____________) в лесу(____________). По дорожке (_____________) побежал говорливый ручеек (_______________). Яркий луч (__________) солнца (____________________) весело заиграл в воде(______________). На пригорке (_____________) появилась молоденькая травка (____________________). Запахло смолой (_______________). - Прочитайте предложения про себя. -Вслух. - Можно ли прочитанное назвать текстом? - Докажите. (Полина С. – Все предложения связаны по смыслу, можно дать заголовок «Ранняя весна») -Почему ручеек говорливый ? ( Виталий Т. – Вода журчит и ручеек как будто без умолку говорит) -Какое настроение возникает после прочтения этого текста? (Катя Г. – приятное, веселое, Лера К. – весеннее, радостное) -Итак! Какую версию проверяем? (Показывают на доску, где стоит ! и карточка : сущ. в косвенном падеже) (Антон И. – чтобы определить склонение сущ. в косвенном падеже, надо поставить его в Н.ф.) Три ученика по очереди работают у доски с комментированием. ( В скобках, где необходимо, пишут сущ. в Н.Ф. и определяют склонение) -Делаем вывод. На доске появляется алгоритм: Сущ. в косв. падеже - Н.ф.(И.п., ед. ч.) - род, окончание- склонение (1 ученик у доски проговаривает алгоритм) - В учебнике на стр. 19 тоже есть вывод, Прочитаем сравним. 5. Первичное закрепление . Самостоятельная работа с проверкой в классе (7 мин) -Вернемся к стихотворению. -Списать его в тетрадь по памяти. (Ученики выполняют это задание в такой последовательности: 1. Подчеркнуть орфограммы. 2. Прочитать орфографически. 3. Запомнить. 4. Диктовать, проговаривая слоги с орфограммами.) -Определить склонение сущ., стоящего в косвенном падеже. -Проверяем по цепочке. (Образец ответа : подвязалася (чем?)косынкой – ставлю в Н.ф. (что?) косынка –сущ. ж.р. (она, моя), окончание –а, значит, 1 склонение) -Если есть ошибка, исправляем ручкой с зеленой пастой. (после проверки у трех учеников было по 1 ошибке) 6. Срезовая работа ( 5 мин ). -Запишите существительные в три столбика по склонениям. На доске: В избе, за домом, о маме, тенью, книгу, у озера, на площади, на пне. 1 скл. 2 скл. 3 скл. в избе за домом тенью о маме у озера на площади книгу на пне 7. Итог (2 мин) -Какую задачу ставили на уроке ? (Таня Ф. – Как определить склонение сущ., стоящего в косвенном падеже.) -Для чего необходимо хорошо и быстро определять склонение сущ.? (-Чтобы правильно писать окончания имен существительных) -Д.з. – с 19 упр. 298 (1,2,3 пункт, добавим 4-определить склонение сущ., стоящих в косвенном падеже.) -Урок окончен. Спасибо за работу!
Всего комментариев: 1
1
suslovasonja • 18:45, 26.01.2015
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Школьные проблемы одарённого ребёнка Длительная адаптация к школе - как помочь ребенку Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников Консультация для родителей: "Гаджеты и дети" Рекомендации родителям. Как построить благоприятные взаимоотношения со своими детьми. |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены