РАЗРАБОТКИ
|
Неравенство в доступе к образованиюСреди глобальных проблем современного человечества особое место занимает проблема бедности. В отличие от большинства указанных проблем она зародилась не в ХХ веке, а практически с появлением человечества, много веков назад. Одним из практических аспектов этой проблемы является неравенство людей в доступе к социальным благам, в том числе и образованию. Актуальность этой темы очевидна, внимание этой проблеме уделяют правительства развитых государств, международные организации, общественные деятели, журналисты и научно-публицистические издания. В конце прошлого века был разработан международный нормативно-правовой акт, опирающийся на Всеобщую декларацию прав человека, закрепляющую за каждым человеком право на образование. Этот документ носит название «Всемирная декларация об образовании для всех», в нем декларируется необходимости удовлетворения базовых образовательных потребностей, придание всеобщего характера доступу к образованию и содействие обеспечению равенства, расширение сферы базового образования, улучшение условий образования. Несмотря на множество шагов, предпринимаемых для решения проблемы неравенства в доступе к образованию, современное состояние этой проблемы не дает говорить о том, что она близка к разрешению. Проявлениями этой проблемы выступают: рост числа детей, не получающих базового образования, отсутствие образования у части взрослого населения, низкое качество образование в ряде развивающихся государств, затруднения в получении образования детей, относящихся к национальным меньшинствам, низкая эффективность системы инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями. Дети из малоимущих групп населения являются одной из наиболее кризисных групп, когда речь идет о доступе к образованию. Можно с уверенностью говорить о том, что социальное происхождение будущих воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учеников школ формирует это неравенство с самого раннего возраста, а современная система образования во многом подкрепляет это неравенство. Даже на бытовом уровне детские сады, школы и ВУЗы делятся на «рядовые» и «элитные», причем ведущими критериями такого деления все чаще становится не качество образования, как это было в недавнем прошлом, а финансовые возможности семей учащихся, их принадлежность к высшим слоям общества. Современная политика коммерциализации образования усугубляет эту проблему. Эта проблема неизбежно приводит к актуализации еще одной проблемы – интеллектуальный потенциал общества используется далеко не полностью. Ребенок, который воспитывается в семье, живущей за чертой бедности, даже будучи одаренным, практически не имеет возможности в полной мере развить свои способности, получить качественное образование и реализовать свой потенциал в полной мере. Существует прямая зависимость между социально-экономическим статусом семьи ребенка и качеством образования, которое он получает. Современные критерии социальной стратификации включают в себя как наличие экономических благ, так и наличие образования и можно говорить о неразрывной связи этих критериев, хотя с точки зрения концепции социальной справедливости образование не должно зависеть от экономической составляющей жизни населения, так как оно гарантировано каждому, вне зависимости от индивидуальных особенностей. Равенство в получении образования понимается в следующих аспектах: равенство возможностей; равенство условий обучения, равенство возможностей использования полученных знаний, равенство результатов процесса образования. Но при переходе от теоретического понимания к практике предоставления и получения образовательных услуг становится понятно, что все аспекты равенства находятся в абсолютной зависимости от экономического критерия. Бесплатное начальное образование закреплено в законодательстве большинства стран, при этом при динамическом анализе докладов ЮНЕСКО становится очевидным, что на практике ситуация далека от задекларированных паттернов. Социальное неравенство детерминирует ситуацию на всех ступенях образования. Для решения этой проблемы необходим ряд мер социальной политики:
Экономический критерий является ведущим при изучении проблемы социального неравенства в получении образовании, однако следует учитывать, что, несмотря на современный уровень развития общества, сохраняются и такие факторы неравенства как пол, национальность, наличие особенностей здоровья, территориальный фактор. Они тоже нуждаются в качественном анализе и разработке дополнительных методов их устранения. Таким образом, можно говорить о высоких рисках социального неравенства в доступе к образованию, данная проблема относится к числу наиболее актуальных и требует комплексного подхода к ее разрешению.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Ребенок и школа: как подготовиться, начать учебу и сохранить интерес ребенка к знаниям Подготовительный класс и школа Как выбрать занятие для ребенка Мастер-класс для родителей на тему «Нетрадиционные техники рисования с детьми 2-3 лет». Памятки - помощники в выполнении домашнего задания по математике |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены