Заметки с Всероссийского съезда учителей информатики
Съезд проходил с 24 по 26 апреля 2011 г. в Московском государственном университете (см. сайт съезда). Основные выводы изложены в резолюции съезда.
Изложу личные впечатления.
Съезд был созван по инициативе ректора МГУ В.А Садовничего, за что ему большое спасибо. Организация съезда была на хорошем уровне.
Съезд подчеркнул большое значение информатики как для развития науки, техники и общества в целом, так и для образования, в том числе школьного.
Съезд высказался против одной несколько странной идеи, озвученной представителями бизнеса в области программного обеспечения и поддержанной министром Фурсенко. Этим фирмам остро не хватает квалифицированных программистов. По их словам, когда они обратились в соответствующие вузы, то те ответили, что не могут подготовить нужное число специалистов, т.к. школы плохо готовят для них грамотных абитуриентов (нашли крайнего – опять школа виновата!). Удивительна эта позиция вузов: если сравнить количество часов на информатику в школе (с 8 по 11 кл. при часе в неделю всего 170 часов) и в специализированном вузе, который может себе позволить, например, одну пару в день в течение 5 лет, т.е. всего 1700 часов – в 10 раз больше, чем в школе. При этом нужно учесть лучшую оснащённость вузов компьютерной техникой и более высокую квалификацию вузовских преподавателей по сравнению со школьными учителями информатики. Несмотря на очевидность подобных сравнений, представители программного бизнеса поверили вузам и потребовали в Минобре, чтобы школа улучшила подготовку учеников по программированию. Но, поскольку Минобр отказался увеличить число часов на информатику, то бизнесмены вместе с Минобром нашли такое удивительное решение: пользовательской стороне информатики (ОС, офис, графика и т.п) учеников будут учить учителя-предметники на своих уроках (географии, литературы и т.д.), на уроках же информатики будет изучаться только программирование. Эту неоднозначную идею озвучил от имени бизнес сообщества гендиректор фирмы ABBYна пленарном заседании и поддержал министр Фурсенко. Не удивительно, что такое предложение было отвергнуто съездом.
Много говорилось, как обычно, о том, что надо увеличить в школе количество часов по информатике, ввести в БУП информатику в 5 и 6 классе, улучшить оснащение школ компьютерной техникой, повысить государственный статус учителя, повысить зарплату учителей.
Большое внимание было уделено обсуждению ЕГЭ – один из круглых столов на эту тему закончился в 20.30. В целом ЕГЭ не отвергается, но большинство участников съезда высказались за серьёзные ограничения в применении результатов ЕГЭ в оценке работы учителей и как вступительного экзамена в вузы. В резолюции съезда отмечается необходимость дальнейшего развития системы олимпиад и конкурсов школьников, большим сторонником чего является ректор МГУ В.А. Садовничий. Дело, конечно, хорошее, но мне кажется, что победители и призёры олимпиад – это одарённые дети, и неограниченное увеличение числа участников олимпиад может привести к снижению их уровня и уменьшению значимости звания победителя или призёра олимпиады. Кроме того, нужно с большой осторожностью относиться к зачислению в вузы призёров олимпиад, т.к. при их проведении трудно обеспечить отсутствие подсказок и «помощи» участникам со стороны.
Была затронута тема замены в школах операционной системы на Линукс. Участники высказались однозначно против этого в настоящее время. Один из докладчиков сказал о том, что денежные затраты на переучивание учителей и на организацию перехода будут больше, чем оплата лицензионного программного обеспечения фирмы Microsoft, другой предложил осуществить переход на Линукс лишь после того, как на него перейдут все российские чиновники. Оба были поддержаны участниками съезда, но почему-то это не нашло отражения в резолюции.
В резолюции съезда предлагается «при переходе к компьютерной форме сдачи ЕГЭ и ГИА-9 по информатике сохранить возможность выбора языка программирования (не менее, чем из четырех языков)». В их число, по-видимому, входит т.н. школьный алгоритмический язык, который был изобретён в эпоху, когда в школах не было компьютеров, является прямым пережитком «безмашинной» информатики и, с моей точки зрения, должен быть удалён из школьных программ и из экзаменационных материалов. Мне кажется, что пора уже вводить в школьные программы визуальные языки программирования, например, Visual Basic, но такая точка зрения не нашла отражения в решениях съезда.
Доовелось услышать доклады двух авторов учебников по информатике – Босовой Л.Л и Гейна Н.А. Честно говоря, они разочаровали. Ничего нового, всё те же рабочие тетради, «исполнители», «роботы», «логические» задачи (вроде задачи о мальчиках, разбивших вазу) и другие элементы безмашинной информатики, которые сохраняются в школьном курсе по инерции и имеют к информатике лишь отдалённое отношение. Представляется, что «рабочей тетрадью» на уроке информатике должен быть прежде всего компьютер.
Удивило отсутствие на съезде Н.Угриновича, по учебникам которого ведут занятия многие учителя информатики. Ещё больше удивило отсутствие на съезде представителей ФИПИ (разработчика вариантов ЕГЭ).
Съезд решил создать Ассоциацию учителей информатики и поручил двести до сведения Президента, Парламента, Министерства образования, Общественной палаты и др. резолюцию съезда, а также решил созвать новый съезд учителей информатики через 3 – 5 лет.
В целом, решения съезда очень хорошие. Дело за «малым» – осуществить их на практике.
PS. Участникам съезда выдали диски с изложением тезисов всех сообщений. Если кого-нибудь заинтересовал чей-нибудь доклад, могу выслать тезисы.
Уважаемый Вячеслав Васильевич! Спасибо за информацию о съезде. К сожалению не попал на съезд, соответственно тезисов не имею. Буду благодарен, если дадите ссылку на тезисы. Спасибо.
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.