РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Профессионально-личностная культура педагога

«Обучать — значит вдвойне учиться. Детям нужны не поучения, а примеры».
Жозеф Жубер (1754 — 1824, французский писатель-моралист).

Как известно, образ педагога оказывает огромное влияние на воспитанников, их желание учиться и получать знания. Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От усилий учителя зависит будущее человеческой цивилизации. Именно с учителя ученики берут пример, стараются быть как он и отвечать всем запросам социального общества. Так какими же личными и профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы у учеников сформировался тот самый образ учителя, который побуждал бы их и был высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей?

Специфика деятельности педагога не позволяет чётко разграничить личностные и профессиональные качества, ибо процесс обучение неразрывно связан с воспитанием. В основе профессиональной культуры педагога лежат духовно-нравственные ценности его личности. Ученики высоко ценят интеллигентность и деликатность учителя, его умение быть вежливым, корректным, щадить самолюбие учеников, быть искренним, незлопамятным. Исследователи доказали значительное влияние «педагогического такта» на формирование личности ребёнка и его социальную адаптацию. Педагогический такт - это педагогически грамотное общение в сложных ситуациях, умение найти целесообразный и эффективный способ воздействия и оптимальное решение.

Тактичным является педагог, который демонстрирует следующие качества:

  • человечность без высокомерия
  • требовательность без грубости и придирчивости
  • педагогическое воздействие без приказов
  • умение слушать собеседника, не проявляя безразличия и превосходства
  • принципиальность и настойчивость без упрямства
  • внимательность, чувствительность и эмпатичность без их подчеркивания
  • юмор без смеха
  • скромность без притворства

Говоря о такте, нельзя забывать о педагогической этике. Доктор педагогических наук, профессор Наталья Борисовна Лаврентьева в своём учебном пособии о педагогической этике выделила ряд аксиом, следуя которым и принимая которые учитель выйдет на новый уровень профессионализма.

Аксиома 1. Учитель должен уметь любить детей.

Любить детей - это, прежде всего, понимать их и принимать их такими, какие они есть, со своими достоинствами и недостатками.

Разумные и постоянные требования приучают ученика к определенному стилю жизни. Стимулируемое любовью педагога волевое действие становится через какое-то время привычным. Поэтому в процессе воспитания необходимо дать ученику почувствовать, что его любят независимо от его проступков и внешних качеств.

Аксиома 2. Учитель должен относиться к детям с уважением.

Учительский стол возвышает взрослого над детьми. Он не только диктует стиль, формы общения, но и обязывает уважать и оберегать личность ребенка.

Аксиома 3. Ученик - имеет право на незнание.

Часто неуважительная, авторитарная позиция педагога по отношению к ученику объясняется тем, что школьник еще слишком мало знает и умеет по сравнению с самим учителем.

Ученик имеет право не знать, но он будет стремиться к познанию при правильно организованном воспитательно-образовательном процессе.

Аксиома 4. Злой учитель - непрофессионал.

Гнев, ярость, недовольство, несдержанность, ненависть, если они полностью овладевают сознанием педагога, отравляют ум ученика, вызывают психозы, неврозы и другие сопутствующие им состояния и болезни. Педагогу необходимо научиться сдерживать свои отрицательные эмоции, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражиться в самых критических ситуациях. Но при этом педагог не перестает нетерпимо относиться к нарушению норм общественной морали.

Современный учитель, несомненно, должен быть профессионалом, потому, что учитель создаёт будущее, он формирует завтрашний облик общества, страны, мира, ведь он сегодня учит и воспитывает тех, кто завтра будет управлять государствами, делать научные открытия, создавать красоту вокруг нас, то есть определять развитие человеческой цивилизации. Учитель – это живое звено между прошлым и будущим, это спортсмен с эстафетной палочкой, это проводник тока человеческого опыта, знаний и свершений.

Завершить свою статью хочется словами английской пословицы: «Не воспитывай детей, все равно они будут похожи на тебя. Воспитывай себя».

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены