РАЗРАБОТКИ
|
Обучение грамотному чтению«Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; Мы живем в век скоростей. Высокий темп жизни требует от нас мобильности во всем: в работе, в учебе, в чтении и в понимании прочитанного тем более. Стало обыденностью с утра включать любой гаджет и читать о погоде, о курсе доллара, о последних новостях политики и экономики и т.д. Чтение сегодня – это способ соответствовать времени и её жёстким требованиям. Мы чувствуем на себе, как изо дня в день объём информации растет. Утверждается, что, для того чтобы быть в курсе всех новостей, человек в год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю жизнь. И. Гёте писал: «Чтобы научиться правильно читать я употребил 80 лет и всё не могу сказать, что достиг цели». Но у учителя нет этих 80 лет, чтобы научить ребенка грамотно читать. Поэтому с первых дней прибытия ученика в школу, учитель должен воспитывать «человека читающего». Обучающийся должен понять, что, если он не сможет грамотно прочитать, например, инструкцию к девайсу, он не сможет воспользоваться данным кэшом. На уроках русского языка особое внимание нужно уделять работе с текстом, заданиям к тексту и дескрипторам (указатель, ссылка или номер процесса в списке процессов). Считаю, что текстом являются не только поэтическое или прозаическое произведения, но и графики, чертежи, символы, таблицы, планы и т.д.. Каждое задание обязательно должно создавать ситуацию чтения. В качестве дидактического материала к занятиям я использую тексты информационного характера, графики, таблицы, символы из рекламных буклетов, различные инструкции, статьи из СМИ, из сети Интернет. Разнообразна тематика текстов: «История моего города»,«День рождения первого балхашского дома». «План эвакуации при пожаре», «Оказание первой медицинской помощи при различных травмах», «Банкомат», «Визитница: «Балхаш»», «Карта города», «Мобильный этикет», «Физическое и юридическое лицо», «Символы в школе и на территории школы. Что они обозначают?» и др. Кроме этого на занятиях школьники занимаются дополнительной, но не менее интересной работой: заполнение электронных анкет; поиск билетов на все виды транспорта; изучение расписания движения транспорта; обсуждение рекламных буклетов, чтение условных инструкций к товарам и т.д. Можно использовать следующие типы заданий к текстам:
При систематическом подходе и различных приемах и стратегиях работ (чтение «Спринт», «Фотоглаз», «Шесть шляп», «Письмо по кругу») ученики «привыкают» работать с такой информацией, особенно в плане внимания к слову, к авторскому замыслу, определять в них главное, отсекать второстепенное. Для этого текст (графика, таблица, эмблема) должен быть интересен, содержать неизвестную информацию, но, при этом, актуальную для ученика. Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика. Ученик должен научиться делать простые выводы. Шрифт должен помогать ученику легко читать текст. Текст может быть взят из "реальной жизни", но не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами. В тексте не должно быть ошибок. Представляю пример задания для учащихся 7 класса. Как действовать при пожаре: При обнаружении возгорания реагируйте на пожар быстро, используя все доступн... способы для тушения огня (песок, воду, огнетушители, брезент и плотные ткани). Если потушить огонь в кратчайшее время невозможно, вызовите пожарн... охрану. При эвакуации горящие помещения и задымленные места проходите быстро, задержав дыхание, защитив нос и рот влажн... плотной тканью. В сильно задымленном помещении передвигайтесь ползком или пригнувшись (в прилегающем к полу пространстве чист... воздух сохраняется дольше). Не подходите к взрывоопасн... предметам и не трогайте их. При угрозе взрыва ложитесь на живот, защищая голову руками, дальше от окон, застеклен... дверей, проходов, лестниц Неосторожн... обращение с огнем ведет к пожарам. Заметив пламя и дым, звоните в службу спасения 101. 1. Внимательно прочитайте текст. Используя полученную информацию, решите дилемму «Верно/Неверно». Отметьте ответы любым удобным символом (маркером), например: +
3. Почему при угрозе взрыва нужно лечь на живот, защищая голову руками, дальше от окон, застекленных дверей, проходов, лестниц? 4. Назовите номера телефонов службы спасения. Выполнение подобных заданий обеспечивает развитие навыков самостоятельно делать выводы. Учащиеся при такой системной работе начинают правильно выражать свои мысли, мобильно находить ключевые слова и фразы, самостоятельно делать выводы. В заключении хочу отметить, что учитель должен не только поддерживать и направлять ученика при выполнении задания, но и стать участником этого процесса. Литература:
Всего комментариев: 1
1
МихАл • 06:11, 15.07.2016
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены