РАЗРАБОТКИ
|
Современное общение детей по средствам письменной речиАвтор: Козко Наталья Владдимировна Многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии показали, что учить младших школьников правописанию сложно. Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем что, дети, погружаясь в море орфографических правил и исключений, не могут уловить логики правописания, и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой правил. Помочь школьникам усвоить закономерность и целесообразность правописания можно через осознание коммуникативной значимости письма. Письмо, являясь видом речи, помогает человеку выражать свои мысли. Поэтому необходимо, чтобы общение, между пишущим и читающим было наиболее точным. Устная речь украшена интонацией, паузами , жестами, мимикой, а в письменной речи решению этой задачи помогает орфография. Я считаю, что уже в начальной школе необходимо добиваться от ученика понимания роли правописания как средства передачи мысли, Показать ему значение орфографических правил для наиболее точного оформления речи. В этой работе могут помочь те орфографические правила, которые имеют значение для общения. Это могут быть правописание большой буквы. Стараясь показать коммуникативную значимость орфограмм я подбирала упражнения, которые имели бы элемент занимательности, использование жизненных ситуаций способствуют повышению уровня познавательной активности . На примере написания заглавной буквы в именах собственных. Предлагаю ученикам поиграть в игру «Почта». Вниманию детей предлагается почтовый конверт с адресом, написанным без заглавной буквы. Куда орел, Предлагаю детям выяснить, что есть название птицы орел, но с таким же названием есть и город, Орел, название улицы Зеленая, т.к.много деревьев, а Зайцева Соня – это фамилия и имя девочки. - Автор письма не знает, какие слова нужно писать с заглавной буквы. Поможем отправителю правильно указать адрес, чтобы письмо, все- таки дошло до адресата. - Смотрите, Незнайка написал письмо и разрешил нам почитать его. На доске текст: Как у тебя дела? Я живу весело. Очень хочу с тобой дружить. У меня есть шарик! Твой незнайка» Дети объясняют, что Незнайка- это имя мультипликационного персонажа, а не человек, который ничего не знает, пишет письмо девочки, которая любит спать. - Что сообщает Незнайка Соне? Купил ли он воздушный шар или у него появился щенок по кличке Шарик. Мальчик не знает правило. - Как же разобраться? - Смотрите, мы не все прочитали «Шарик звонко лает» Ребята повторяют правило и записывают в тетрадях словосочетания: город Орел, улица Зеленая, девочка Зайцева Соня, мальчик Незнайка, щенок Шарик. Еще можно предложить такое задание: У сестренки М/м аргаритки подружка Р/р оза. Подружки решили собрать букет цветов. В саду М/м аргаритка сорвала Р/розу, а Р/ р оза – красивую Л/л илию. Пришел братик В/в асилек и принес с поля В/василек. На примере правописания безударной гласной в корнеслова. Задание преподносится в виде игровой ситуации; Дело в том, что Петя пришел в гости к Мише. Но его не оказалось дома. Тогда он написал ему записку: «Петя, выходи вечером играть с мечом.» Записка заранее написана на доске. Вечером Миша пришел к Пете. У него в руках был игрушечный меч. Петя возмутился:. Задавая вопросы: Дети выясняют, что случилось недоразумение потому, что Петя не умеет пользоваться правилом. Прежде чем что-то написать ,нужно подумать. Ведь неправильно написанная буква меняет весь смысл выражения. Петя написал « с мечом» подразумевая мяч- резиновый предмет для игры в футбол, а буква «е» сыграла роковую ролю. « Приходи с мячом ( мяч -проверочное слово). Следующее задание. Предлагаю детям записать два варианта предложения : Затем проверяем и выясняем, что увидели за окном поезда ученики, записавшие первый вариант, и записавшие второй вариант. Вывод: знание правила написания безударной гласной в корне слова также важно, для точной, понятной и правильной письменной речи. Задания с применением правила написания звонких и глухих согласных в корне слова. В процессе закрепления правила правописания звонких и глухих согласных в корне слова предлагаю выяснить, нужно ли соблюдать это правило при написании. «Летом я отдыхал у бабушки в деревне. Там есть прут. Мы с ребятами сделали плод и спустили его в прут.» - Понятно ли вам о чем рассказал мальчик? Как бы вы написали это сочинение. Разбирает слова с ошибками и дети записывают их в тетрадь, подбирая проверочные слова. Мы выяснили, что и это правило необходимо применять при письме , для того чтобы точно выражать свои мысли. По моему мнению, в процессе обучении важно показать младшему школьнику необходимость соблюдения орфограмм в повседневной жизни. Ребенок должен понять, что грамотная речь человека – это одно из достоинств личности. Общение может быть и при помощи письма. Дети должны знать , что лишь при соблюдении определенных правил их письменная речь станет яркой, красочной и понятной другим людям.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены