РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Анализ художественного произведения на уроках литературы

Анализ – это метод научного исследования, при котором предмет изучения раскладывается на составные части. Проанализировать произведение – т.е. найти тот уровень общения с искусством, когда происходит переход от восприятия к художественным обобщениям.

Анализ художественного произведения занимает больше времени, чем выделяется школьной программой. На него может отводится часть урока, целый урок или даже несколько уроков. Он обогащает школьников новыми знаниями, углубляет их литературное развитие.

Школьный анализ художественных произведений основан на литературоведении, но существенно отличается от него и имеет свою специфику.

Суть главного отличия заключается в учебном характере, в том, что школьный анализ педагогически ориентирован.

Если в литературоведческих исследованиях в центре внимания может быть один аспект анализа, то школьный анализ чаще всего бывает комплексным, в нем выделяются наиболее существенные стороны идейно-художественного содержания произведения.

Специфика школьного анализа проявляется через дидактические методы, среди которых важнейшее значение имеет целеустремленность анализа (наличие сквозной идеи).

Основные требования к анализу художественного произведения делятся на общие и непосредственные.

Общие требования:

  • обогатить новыми знаниями;
  • углубить литературное развитие;
  • формировать читательские умения (культуру чтения);
  • способствовать приобретению этического опыта;
  • развивать язык, коммуникативные навыки;
  • содействовать воспитанию личности;
  • развивать творческие способности.

Непосредственные требования:

  • осмысленно читать;
  • определять основную проблематику;
  • определять специфику жанра, сюжета, композиции;
  • видеть авторскую позицию;
  • характеризовать образы, систему образов, сопоставлять их;
  • характеризовать специфику языка, роль изобразительных средств;
  • уметь обосновывать свою оценку прочитанного.

Для старших классов действуют вышеназванные требования, а также выделяются еще и следующие:

  • видеть взаимосвязь с историческими условиями и общественными проблемами;
  • охарактеризовать мировоззрение и эстетические идеалы автора;
  • видеть индивидуальность творческой манеры писателя.

Школьный анализ – это сложный вид профессиональной деятельности учителя. Даже самая совершенная методика не дает исчерпывающих рекомендаций в этом направлении.

Подготовительным этапом к анализу художественного произведения является определение основных направлений:

Определение содержательного направления:

  1. Выбор концепции в объяснении произведения.
  2. Определение характера нравственно-эстетических проблем.
  3. Определение круга литературных знаний.

Определение структурного направления:

  1. Разработка ориентировочных заданий.
  2. Разбивка материала на «смысловые» узлы.
  3. Распределение материала по урокам (перспективное планирование).

Определение технологического направления:

  1. Выбор типа урока.
  2. Выбор формы работы учителя.
  3. Планирование деятельности учащихся.

Существует типичный порядок анализа произведения

1. Вводное занятие.

2. Чтение художественного произведения.

3. Проверка правильности восприятия.

4. Словарный работа.

5. Изложение.

6. Составление планов.

7. Собственно анализ:

  • тематическая направленность;
  • изучение проблемы;
  • идейная направленность;
  • эмоциональность;
  • жанр;
  • основные образы в художественном произведении;
  • главные герои, вокруг которых развивается действие;
  • сюжет и особенности построения конфликта;
  • пейзажные зарисовки, портрет, анализ диалогов и монологов персонажей, интерьер, настроение;
  • языковой образ произведения;
  • композиция сюжетной линии и отдельно взятых образов;
  • общая архитектоника произведения.

8. Заключительное занятие.

9. Обучение выразительному чтению.

10. Заучивание наизусть.

11. Творческие задания, письменные работы.

Эти общие методические положения должны своеобразно реализовываться в каждом конкретном случае.

Книга

Фото: https://pixabay.com

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены