РАЗРАБОТКИ
|
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках музыки в рамках ФГОСКаспшакова Ирина Григорьевна Музыкальное творчество детей – Приоритетной целью школьного образования на современном этапе, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, является развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть, формирование умения учиться. Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках ФГОС общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной рождать идеи, воплощая их в жизнь. Уроки музыки в школе помогают развивать у детей фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формировать в процессе музыкального воспитания универсальные способности, необходимые для различных сфер деятельности человека. При изучении музыки закладываются основы творческого мышления на основе восприятия, анализа и воплощения музыкально-художественных образов, что приводит детей к поиску нестандартных способов решения проблем. Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. И задача учителя музыки в общеобразовательной школе, на мой взгляд, не в том, чтобы научить детей музыкальной грамоте, а в том, чтобы помочь детям научиться понимать музыку, её образную основу, образный язык. Изучение музыкального произведения предусматривает его целостное, эмоциональное восприятие, суждение о нем, раскрытие его содержания и тех выразительных средств, которые особенно ярко раскрывают образ. Все это вместе взятое должно привить навыки не только слушать, но и слышать музыку, т.е. понимать её, правильно оценивать, что и способствует воспитанию художественного вкуса. Творчество детей на уроке понимается как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, нестандартно. «Сыграй, спой, скажи, как ты чувствуешь» - эти магические слова распахивают перед ребёнком невидимые ворота в мир фантазии, находчивости, изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями. С самых первых встреч детей с музыкой я учу их тому, что они слушают не музыку, а рассказ человека – композитора, который говорит с нами с помощью музыки. Уже на этой стадии формируется осознание того, что музыка – это «язык общения композитора со слушателем», который не требует перевода на разные языки мира, так как это язык чувств и эмоций, которые передаются через музыку. Слушая музыкальное произведение, каждый ребёнок создаёт в своём сознании образы и картины, рождаемые его собственным творческим воображением. Тем самым он учится понимать замысел композитора. Воображение у детей, особенно младшего школьного возраста, яркое, живое. Их зрительные ощущения воплощаются в рисунках, навеянные прослушанной музыкой, которые они рисуют на уроке или дома. А учащиеся среднего звена учатся формулировать своё понимание от «разговора» с музыкой письменно в форме рассказа или стихотворения. И некоторые ребята после этого открывают в себе задатки поэта или писателя. Я применяю в своей работе ещё такие творческие задания как:
Творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития. Его результатом является инициативность и самостоятельность мышления, способность к самовыражению в творческой деятельности. Как сказал Эдвард Григ: «Радость необходима для творчества». Важно создавать условия для активного выражения себя в творчестве каждому ребенку независимо от индивидуальных его возможностей. Каждый ребёнок должен испытать радость творчества, ибо с ней связана эмоциональная отзывчивость на музыку. Этому способствует детская творческая деятельность, которую я применяю в своей работе. Очень интересен такой приём, как игра на детских музыкальных инструментах, что не только вызывает огромный интерес у учащихся, но и помогает развитию музыкальной памяти, ритма, гармонического, тембрового слуха, выработке исполнительских навыков. В данном виде работы учащиеся приобретают навык коллективного творчества, сотрудничества. И, конечно же, пение, как активная деятельность, способствующая творческому развитию школьников. Пение – самый простой и в то же время самый эмоциональный способ самовыражения, доступный каждому ребёнку. Наряду с хоровым исполнительством, я практикую сольное и групповое пение, что позволяет детям оказаться и в роли исполнителя, и в роли слушателя. Зачастую, сольное пение перед аудиторией позволяет неуверенному в своих способностях ребёнку раскрепоститься и преодолеть свои страхи и комплексы, что благотворно влияет на его психологическое состояние. Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, необходимо применять разнообразный комплекс педагогических приёмов:
Применение метода детского творчества ни в коей мере не исключает из урока объяснение, рассказ, иллюстрацию и т. д. Как раз одна из главных задач метода – помочь учащимся свободно использовать музыкальный опыт, который они получают на уроке. Творчество учащихся должно вплетаться в урок гармонично, наряду с другими видами деятельности, вводиться в процесс обучения. На уроке музыки дети, на самом деле, всё время действуют творчески, поскольку ставятся в условия, в которых они могут проявлять свою индивидуальность. Важно помнить, что творчески развиваться ребёнок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Всё это способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает активную, целеустремлённую творческую личность. Как сказал Джон Денискар: «Творчество - момент создания будущего в настоящем». Перефразируя эти слова, можно сказать, что только развитие творческих способностей ребёнка может сформировать гармонично развитую личность в будущем. Использованная литература:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены