РАЗРАБОТКИ
|
Программа родительского всеобучаI. Пояснительная записка Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) – принципиально новый для отечественной школы документ, задуманный как общественный договор между семьей, обществом и государством. Повышение педагогической культуры родителей - одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников. Современная ситуация в сфере воспитания в рамках ФГОС требует сегодня создания более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Именно в рамках данного национального воспитательного идеала в нашей школе разработана Программа родительского всеобуча: «Профессия РОДИТЕЛЬ в условиях реализации стандартов нового поколения. Социальное партнерство семьи и школы». Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении. Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и социальные аспекты семейного воспитания с учетом проживания в военном гарнизоне. Отличительная особенность программы состоит в том, что она реально дает возможность семье стать полноправным партнером педагогов в воспитании детей, заинтересовать родителей в усилении эффективности и качества семейного воспитания, которые помогут выстроить систему взаимодействия всех участников образовательного процесса через расширение их прав на специальные педагогические знания. Цель программы: создание условий для глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в образовании, согласования позиций, принимаемых педагогическим и родительским сообществом. В истории развития нашей школы был накоплен позитивный опыт организации систематического повышения педагогической культуры родителей, деятельности родительских комитетов школы и классов, советов содействия семье и школе в военных частях, советов общественности по месту жительства. Однако, с учетом современных реалий, опыт педагогического взаимодействия семьи и школы требует переосмысления. В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично, как и их дети. Актуальность педагогического всеобуча обусловлена особой ролью семьи в жизни человека и общества. Несмотря на то, что ФГОС создавался в условиях активного общественного обсуждения текущих и конечных результатов работ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, значительная часть родителей испытывает определенные трудности, предъявляемые к построению образовательного процесса, к структуре основных образовательных программ, результатам их освоения и условиям реализации. Связано это с тем, что в настоящее время семьи военных, как и любые семьи в Российской Федерации переживают противоречивое и сложное состояние:
Необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей также связана с инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия и потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения). Реализация цели программы предполагает решение ряда задач:
Цель программы определяет систему принципов:
Результатом всего хода развития программы будет являться переход семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением, повышение потенциала семьи и её роли в воспитании детей, в снижении социальной напряжённости в обществе. Знание и понимание родителями идеологии ФГОС приведет к их способности учиться самим, учиться у других, то есть способности к сотрудничеству как одному из универсальных учебных «продуктов», усовершенствуется умение публично выступать на темы по ФГОС, укрепится способность к самостоятельному обучению.
II. Организация системы работы с родителями Отношения «учитель - родители» могут существовать и формироваться определённым образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребёнок. Однако отсутствие контактов чревато рядом негативных последствий. Разрозненные и несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребёнка.
Современное российское образование нацелено на формирование свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся личности, без которой невозможно успешное общественное развитие. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Начальная школа – это лишь звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, вооружить родителей специальными знаниями в области педагогики и психологии, помочь в выборе методов воспитания. Образованию родителей в нашей школе свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей и формы проводимых занятий. Для обеспечения реализация ФГОС рекомендуется организация комплексной методической работы с родителями и общественностью, которая может быть представлена следующим содержанием: ведущая идея системы работы педагогического коллектива школы с родителями - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Ведущая идея реализуется на основе и с учетом поставленных задач по организации совместной деятельности родителей и образовательного учреждения, направлений содержания деятельности, набора специальных методов и форм работы. Основными направлениями реализации предлагаемой программы являются:
Среди основных задач организации совместной работы школы и родителей можно выделить следующие:
Важным условием успеха родительского всеобуча является их непрерывный характер и постоянный контингент участников:
Вся необходимая информация для родителей в тезисном изложении, размещается на школьном сайте. Программа рассчитана на 4 года обучения в начальной школе. Процесс родительского образования в школе осуществляется на основе документов Министерства образования и науки Российской Федерации:
Учебный план отражает специфику родительского всеобуча и его профильную направленность с учетом основных положений школьного Устава. В учебном плане полностью реализуется идея взаимодействия школы и семьи, что обеспечивает единство образовательного пространства родительского всеобуча в школе и гарантирует овладение родителями учащихся необходимым минимумом знаний, умений и навыков для адаптации в современных социальных условиях и успешную реализацию воспитательного процесса в семье и социуме. Основные направления организации работы Изучение семей обучающихся:
Психолого-педагогическое просвещение родителей: родительский лекторий; встречи с медицинскими работниками, встречи Родительского комитета, Совета Отцов, Управляющего совета с администрацией школы, учителями, встречи с юристом, психологом. Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся: Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:
Работа в составе школьного совета:
Повышение педагогической культуры родителей:
Пропаганда здорового образа жизни в семье; Повышение правовой культуры родителей.
Формы работы с родителями Формы участия родителей в управлении ОУ:
Формы взаимодействия педагогов и родителей:
Формы психолого-педагогического просвещения родителей: Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей). Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций). Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей). Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций. Родительские конференции готовятся очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит:
Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме. Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности). Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах). Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни). Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания). 1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы. Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами. Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей. 2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем. Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности. Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой. Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме ФГОС, но и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги. Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное. Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье». Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке. И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь. Формы «обратной связи» школы и родителей: Совет Отцов:
III. Заключение XXI век внес свои коррективы не только в современную жизнь во всем ее многообразии, но и в различные сферы жизнедеятельности человека. Не осталось в стороне и образование. В школах России стали укрепляться новые тенденции и направления деятельности всех участников образовательного процесса. Школа и семья стали проявлять заинтересованность в развитии сознательной и активной деятельности ученика. Процесс воспитания стал приобщением к этнокультурному коду, к культурным образцам, к культурным сокровищам, которые есть и в глобальной цивилизации, и в нашей российской культуре. На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребенка? Тесная и взаимовыгодная работа по всеобучу будет содействовать повышению авторитета родителей в семье, повысит самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, будет способствовать сближению взрослых и детей. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. При этом школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума. С целью выявления эффективности проведения родительского всеобуча было проведено анкетирование родителей начальных классов (1-4 классы). Респондентам были предложены 9 вопросов, на которые мы получили следующие ответы: Вопрос 1. Часто ли вы посещаете родительский всеобуч?
Вопрос 2. Удается ли узнавать что-то новое, интересное на занятиях всеобуча?
Вопрос 3. Встреча с какими специалистами вам понравилась больше всего?
Вопрос 4. Как Вы считаете, какие всеобучи более полезны: общешкольные или те, которые проводятся в классах?
Вопрос 5. С кем из специалистов Вам хотелось бы встретиться на всеобуче?
Вопрос 6. Устраивают ли Вас темы всеобуча?
Вопрос 7. Ответы на какие вопросы Вам хотелось бы услышать?
Вопрос 8. Смогли бы вы предложить свои услуги по подготовке и проведению одного из родительских всеобучей?
Вопрос 9. Стоит ли продолжать практику проведения родительских всеобучей через школьный сайт?
Данные опроса позволяют надеяться: новые стандарты начинают приносить первые маленькие победы: увеличивают роль семьи, родителей в образовательном процессе. Учащиеся больше не будут единственными «ответственными» за результаты учебы. Родители хотят активно вовлекаться в школьную жизнь, в том числе и в образовательный процесс. Социальное партнерство семьи и школы – гарант будущего. Мы уверены, что наша школа - это социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. И взаимодействие это в интересах детей. Контактная информация: МБОУ «Белая СОШ» п. Средний, Усольский район, Иркутская область, 665475 Список литературы
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены