РАЗРАБОТКИ
|
Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школеПаршина И.А. Выдающийся философ XX .в Бертран Рассеял заметил: «Если вы не думаете о своем будущем у вас, его не будет». Наше будущее – это наши дети. И насколько им будет комфортно в жизни зависит лишь от нас взрослых. Еще в 1905 году Песталоцци оповестил мировую педагогическую общественность, что при традиционно сложившихся формах обучения происходит непонятное «ухудшение развитие детей, убийство их здоровья». Прошли годы, но и в XXI веке проблема сохранения здоровья подрастающего поколения в совокупности с качественным образованием не перестает быть актуальной. Анализ состояния здоровья детей за последние годы подтверждает данные многолетних наблюдений об увеличении количества детей с различными заболеваниями в период обучения в школе. По данным НИИ педиатрии:
Беспокоят специалистов и другие недуги современной молодежи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков. Малоподвижный образ жизни дополняется умственными и нервно-психическими перегрузками. А большая динамичность жизни, её напряженность, резкое возрастание объема получаемой информации, вызывает выраженный дисбаланс нагрузок, усиливает дезадаптацию к ним. Явное противоречие общественно-государственной потребности в формировании здорового поколения и современных условий труда, и жизни указывает на необходимость ориентации системы образования на сохранение и развитие здоровья, установки на здоровый образ жизни школьников. Поэтому, начало тысячелетия одной из центральных проблем общественного развития обозначило проблему сохранения здорового подрастающего поколения, подготовки детей, подростков и молодежи к полноценной самостоятельной жизни. Как сохранить здоровье ученика, дав ему качественное образование? Эта проблема уже давно перестала быть проблемой только здравоохранения и она сегодня уже имеет другое решение. Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволяет сделать его «безопасным » для ученика, четко определив стратегию развития – здоровье через образование. Что такое здоровьесберегающие образовательные технологии? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов, методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов. Согласно существующим определениям образовательных технологий, технология – это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Можно сказать, что педагогическая технология – это система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижения педагогических целей. Для того чтобы понять сущность понятия образовательная технология педагогики здоровьесбережения, необходимо составить схему – тезаурус (понятийный словарь) который может быть представлен следующим образом: выделяются основные идеи – составляющие, которые затем разбиваются на мелкие факты – составляющие, и все это в целом помогает всесторонне охарактеризовать важное для нас понятие. 1. Нормативно-правовая база учебно-воспитательного процесса в условиях педагогики здоровьесбережения. 2. Направленность образовательного процесса в условиях педагогики здоровьесбережения.
3. Создание здоровьеформирующей образовательной среды.
4. Здоровье – как предмет здоровьесберегающих образовательных технологий. Здоровье → физическое, техническое, социальное, нравственное. 5. Критерии оценки здоровья. Уровень работоспособности оценка наличия вредных привычек, выявление физических дефектов, оптимальный двигательный режим, рациональное питание и т.д. 6. Учащиеся учреждения образования, как объект здоровьесберегающих образовательных технологий. Основные элементы деятельности учащихся: взаимозависимость, взаимопомощь, индивидуальная ответственность, коммуникативность, совместная оценка. 7. Формы занятий
7.1. Урочные формы – индивидуальные и групповые. 7.2. Неурочные формы – индивидуальные занятия, групповые, занятия (игры, соревнования, развлечения) Основная цель таких занятий – активный отдых, восстановление и укрепление здоровья, сохранение и повышение работоспособности. 8. Средства здоровьесберегающих образовательных технологий.
9. Дидактический материал, наглядность, инвентарь здоровьесберегающих образовательных технологий. По цели деятельности По уровню 10. Методический инструментарий здоровьесберегающих образовательных технологий. Методы:
На основе составленного выше тезауруса мы можем представить следующую трактовку понятия «образовательная технология педагогики здоровьесбережения» Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий:
Несомненно в условиях здоровьесберегающих технологий меняется тип общения педагога с учащимся. Более того, по материалам опроса педагогов и учащихся 40% считают, что стиль общения существенно влияет на качество знаний учащихся. Несомненно стиль общения педагога с учащимся влияет на состояние здоровья школьников. Именно хорошее здоровье учащихся может обеспечить успешность обучения. В зависимости от стиля общения учителя с классом и отдельным учеником меняется работоспособность и успешность познавательной деятельности, психической активности ученика. Различают следующие виды общения.
Практика показывает, что именно демократический стиль общения создает условия развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Именно демократический стиль близок по духу здоровьесберегающим образовательным технологиям. Помимо выбора стиля общения в своей работе педагог обязан пользоваться принципами здоровьесберегающих образовательных технологий.
Анализ причин «школьных болезней» привел к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. Пути ее решения в устранении следующих трудностей: 1. Организации творческой деятельности учащихся. 2. Более строгого соблюдения санитарных норм - недостаточная освещенность классов, плохой воздух; Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов. Обобщая вышесказанное, можно выделить совокупность условий, обеспечивающих успешное осуществление технологий здоровьесбережния в следующей таблице.
Всего комментариев: 1
1
timli • 15:24, 08.11.2016
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены