РАЗРАБОТКИ
|
Школьный невроз. Психологическое здоровье школьников.Автор: Иванова Елена Вячеславовна Термин «психологическое здоровье» был введен ВОЗ в 1979 году. Определение (четкое) отсутствует до сих пор. Но есть термин «здоровье» - состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов; его отношениям к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой. О психологическом здоровье детей можно судить по индивидуально-психологическим особенностям (таким, как школьные неврозы, тревожность, страхи, неуверенность в себе и т.д.) Часто это не учитывается ни учителями, ни врачами (бессонница, язва, колит, мигрень). Остановимся подробнее на школьных неврозах. Исследования показывают, что около 28% детей обладают неуравновешенной психикой и нуждаются в специальной психологической помощи. «Невроз» понимается здесь не как медицинский термин, а скорее как неадекватный способ реагирования на те или иные сложности в школьной жизни. В современной школе деятельность учителя и деятельность ученика имеют мало точек соприкосновения, в то время как именно совместная деятельность педагога и учащихся является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний, снижения тревожности. Цели учителя (учитель должен учить) и ученика (ученик должен учиться) изначально расходятся. Учителя чаще всего негативно относятся к учащимся с активной позицией, их устраивает молчаливый робот, впитывающий информацию. Редко позволяется ученикам высказать свое мнение (особенно если оно не совпадает с позицией учителя). Учитель подавляет учащихся и гасит в них познавательную активность (если это упущено в начальной школе, то в среднем звене это бывает трудно восстановить). Ребенок перестает быть активным, он боится, у него падает настроение, он боится быть отвергнутым учителем и одноклассниками. Появляется нервно-психическое расстройство, причиной которого является нарушение значимых для ребенка отношений в системе «ученик-учитель», а патогенным фактором может быть неправильное поведение педагога (например, кто-нибудь сказал неосторожные слова в адрес ученика). Есть дети, предрасположенные к школьным неврозам, а есть – нет Чрезмерное переутомление, перегрузка учащихся также может являться причиной школьных неврозов. Успешность обучения ребенка зависит от особенностей воспитания в семье, уровня готовности к школе, и, в первую очередь, от уровня речевого развития, так как непонимание или недостаточное понимание многих слов, которые произносят учитель и одноклассники, невозможность выразить словами свою мысль часто могут быть достаточным поводом для тревожности младшего школьника. Опыт практической работы показывает, что всех детей можно разделить на 3 группы:
Это деление условное. И все эти три вида поведения (агрессивность, апатичность и скованность) являются способами психологической защиты. Характер и проявления психологической защиты при школьных неврозах зависят, прежде всего, от типа высшей нервной деятельности, от особенностей воспитания в семье, от самой психотравмирующей ситуации. Знания об ученике, учет его психологических особенностей помогают грамотно построить педагогическую и коррекционную работу. Наблюдения показывают, что, если вовремя обращать внимание на школьников с первыми признаками невротичной реакции, можно остановить процесс психогенного формирования личности. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка. Создать такую обстановку в школе могут учителя и психологи. Видя «старания» школы, изменить обстановку дома смогут и многие родители. Ведь какой же маме захочется идти на родительское собрание, где ей при всех родителях скажут, что ребёнок жалуется на плохую обстановку дома.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены