РАЗРАБОТКИ
|
Из опыта работы по сохранению и укреплению здоровья учащихсяБашкатова Л.Н. Самыми актуальными проблемами современности, приобретающими характер национального бедствия, на сегодняшний день являются алкоголизм, наркомания и токсикомания. Растет число хронических заболеваний у детей. Как свидетельствует статистика, только один из десяти школьников, является абсолютно здоровым. По данным «Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук», распространенность патологий и заболеваемости среди учащихся ежегодно увеличивается на пять процентов. А в сложных социально- экономических условиях одним из «бастионов», который не пал, и продолжает бороться за здоровье поколения двадцать первого века, остается школа. И именно школа должна сформировать ответственность у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающей среды. В этой статье я не буду рассматривать факторы санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях: питание учащихся, физкультурно-оздоровительную работу, соблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, объем домашнего задания, и др. - всего того, что находится в компетенции администрации школы и родителей учащихся. А остановлюсь я на формах и методах здоровьесберегающей деятельности учителей-предметников, и учителя химии и биологии в частности. В нашей школе вся здоровьесберегающая работа учителя биологии поделена на три основных направления:
Остановлюсь кратко на каждом из вышеперечисленных направлений. Под руководством учителя биологии педагогическим коллективом школы создана и внедрена авторская программа по воспитанию здорового образа жизни среди учащихся, которая с эффектом интерференции позволяет использовать возможности каждого учебного предмета, внеклассной и внешкольной работы, для формирования навыков здорового образа жизни. Например, на уроке органической химии при изучении генетической связи между основными классами кислородсодержащих органических соединений изучается химизм процесса опьянения; на уроках анатомии - влияние алкоголя на системы органов человека; на уроках обществознания алкоголизм изучается как социальное явление; на уроках литературы по творчеству Достоевского, Горького, Булгакова и других – нравственная сторона проблемы. Уроки английского языка позволяют понять глобальный характер проблемы. На уроках математики в 5 классе изучая проценты можно просто находить процент от числа, а можно подсчитать, сколько людей из числа пришедших на перекур заболеет раком легких согласно статистическим данным. Такой подход к содержанию учебного материала позволяет не только приобрести глубокое знание проблемы, но и сформировать стойкое убеждение о необходимости здорового образа жизни. Такая работа должна продолжаться и после уроков, должна быть интересной, а главное – она должна быть системной (внеклассные мероприятия по предмету, кружковая работа, исследовательская работа учащихся). Всем этим требованиям удовлетворяет такая форма внеклассного мероприятия как устный журнал, когда в рамках одного номера можно рассмотреть несколько вопросов (страниц). Привлекают учащихся и мероприятия, которые носят исследовательский характер. Так, например, изучается влияние ОАО «Казаньоргсинтез» на окружающую среду и проводится внеклассное мероприятие в форме судебного заседания «За детство фенольное наше спасибо, «Оргсинтез», родной!» с приглашением инженерно-технических работников предприятия. Ещё один очень важный аспект – такая работа должна популяризироваться. За десять лет работы по этой программе учителями школы проведено пять семинаров по указанной теме для слушателей курсов в «Институте развития образования Республики Татарстан», учителей республики, руководителей школ Московского района города Казани, учителей Московского и Кировского районов города Казани. Десять лет назад под руководством Ф.Г. Ситдикова (КФУ) началась научно-экспериментальная работа по изучению влияния антропогенного загрязнения ОАО «Казаньоргсинтез» и других предприятий, находящихся в микрорайоне школы, на морфофункциональный статус учащихся школы. В качестве контрольной группы выступали учащиеся экологически чистого микрорайона города Казани. Этими исследованиями достоверно установлено влияние сбросов предприятий в атмосферу микрорайона на рост и развитие детей. Они отстают по весу, росту, содержанию гемоглобина в крови, но у них повышенное содержание тяжелых металлов в волосах по сравнению с учащимися контрольной группы. На сегодняшний день эксперимент по исследованию здоровья учащихся закончен, проводится кропотливая работа по коррекции питания и физического развития учащихся. Разработаны индивидуальные рекомендации для каждого ребенка. Мониторинг состояния здоровья учащихся за последние пять лет, показывает, что сократилось число учащихся с сердечнососудистыми заболеваниями на 3,4% и число учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта на 2,8%. С большим удовольствием учащиеся среднего звена участвуют в экологических десантах в соседний Николаевский лес, проводят операцию «Подснежник», делают репортажи с мест экологических безобразий, выступают перед учащимися начальной школы с сообщениями об охраняемых видах растений и животных.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Сочинение ученика 11 класса «Этот мир многоязычен» 20 интересных фактов о школах в разных странах Как выбрать кружок для ребенка: Советы для родителей Плюсы хорошего поведения в школе Использование нейропсихологического подхода на уроках русского языка Родителям
Как помочь школьнику организовать дистанционное обучение? Рекомендации родителям. Как построить благоприятные взаимоотношения со своими детьми. Как вырастить из своего ребенка перфекциониста? Адаптация в 5 классах в новых условиях образования Как помочь ребёнку справиться со стрессом из-за полученных оценок? |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены