РАЗРАБОТКИ
|
Духовно-нравственное становление личности на разных этапах образованияВ условиях становления ФГОС идёт активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные традиции отечественного образования, сформированные как в дореволюционный, так и в советский, современный периоды. Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматривались в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, М.М. Рубинштейн и др. Большое значение для решения данной проблемы имеют творения православных мыслителей святых: Иоанна Златоуста, Феофана Затворника, Иоанна Кронштадского и ряда других. Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (роста преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности и т.д.). Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в необходимости формирования и развития у школьников общественно-значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственно-развитой и духовно-богатой личности. О необходимости духовно-нравственного воспитания говорят и следующие строки. Наш век Не плоть, а дух растлился в наши дни, Проблематика данной темы: Существует определённый потенциал урочной и внеурочной деятельности, который можно использовать на разных этапах духовно-нравственного становления школьников. Но прежде чем говорить о нём, выделим ряд проблем и противоречий, которые существуют между:
Цели: найти пути и выходы решения обозначенных проблем. Задачи:
Расскажу о духовно-нравственном становлении личности на уроках литературы. Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения. Обучающиеся с начальных классов учатся понимать и ценить общечеловеческие ценности: любовь к матери, патриотизм, любовь к Родине, свобода воли, добро и зло, самовоспитание, добродетель, совесть, надежда. Помогут в развитии данных качеств и в развитии личностных результатов исследовательские компетенции(они сязаны с Познавательными УУД) – как одна из составляющих метапредметных. Ведь метапредметной деятельности на разных этапах духовно-нравственного становления личности отводится важная роль. Напомню, что метапредметные компетенции это:
Исследовательскими заданиями по литератере могут быть следующие:
Я стараюсь разнообразить исследовательские задания: интегрирую учебные темы, выходя на метапредметный уровень, апробирую новые технологии: технологию развития критического мышления, технологию деятельностного метода обучения, внедряю в образовательный процесс ЭОР. В содержании предмета необходимо выделить ведущие, стержневые понятия, которые станут объектами эксперимента и исследовательских заданий. Процесс усвоения основных понятий и принципов имеет более широкое значение и позволяет овладевать способами познавательной деятельности, значимыми за пределами конкретного содержания. Например, понятие фольклора – распространённое в литературе – должно быть востребовано и на уроках музыки, ИЗО, мировой художественной культуры. Бесспорно, уровни интеграции содержания учебного материала могут быть разными: межпредметными и внутрипредметными. Большое духовное и нравственное влияние на становление личности ребёнка оказывают и многие произведения классической литературы. Они не только дают ребятам определённые знания, но и вводят их в определённые нравственные ситуации, в которых эти знании проявляются. В ходе изучения того или иного произведения учащиеся получают опыт нравственной оценки, когда происходит освоение и осмысление словесно-художественного творчества. Мой урок – исследование строится на задачах открытого типа, мотивирующих к анализу условий, установлению причинно – следственных связей, к поиску путей решения. При изучении материала ученики нередко выполняют исследовательские работы, а результатами их являются презентации, тематические газеты, рефераты, сборники. А классные стенды, посвящённые Великой Отечественной войне, Л.Н. Толстому – это результат коллективной работы учащихся 6-9 классов. В заключение урока предложила учащимся создать сборник их исследовательских работ. В области духовности и нравственности наше государство ставит следующие задачи: воспитание образованной, нравственной личности, способной к сотрудничеству, предприимчивости, имеющую чувство ответственности, готовую принимать решения. В достижении данных задач и поможет и внеурочная деятельность. Она предусматривает привлечение родителей, руководителей кружков, секций, педагогов дополнительного образования, служителей церкви. Из вышеизложенного делаю вывод, что при разработке «Рабочей программы» в разделе «Результаты изучения предмета» обратить особое внимание на личностные и метапредметные. Продолжить работу по имеющемуся Плану внеурочной деятельности по предмету. В заключение добавлю, что, по большому счёту, показатель духовно-нравственного воспитания ребёнка – это его поступок в той или иной ситуации. К сожалению, в нашей жизни имеют место и безнравственные поступки. Но ещё Н.В.Гоголь видел счастливое будущее России в её духовном возрождении. Я считаю, что сегодня наша страна духовно возрождается. Вспомним произведение А.И.Солженицына «Пасхальный крестный ход», где описана советская действительность, и в котором в центре внимания верующие - беззащитные старушки, а противопоставляется им толпа невоспитанных молодых людей, непонимающих, зачем они пришли в храм. Радует то, что сейчас молодёжь идёт в храм с верой, с благоговением. Приятно видеть девушек, поющих в церковном хоре, молодых людей-священнослужителей, наших учеников, которые ставят свечу Сергию Радонежскому, младенца, прикладывающегося к иконе. При этом появляется большая надежда, что нравственных поступков в нашей жизни будет больше и мы сделаем для этого всё возможное во время работы на уроке и во внеурочной работе. Я нередко говорю детям: «Жизнь – это борьба Бога и Дьявола, а поле битвы сердца людей». И надо стараться, чтобы божеское начало в человеке побеждало как можно чаще.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены