РАЗРАБОТКИ
|
Воспитание толерантности у дошкольниковАвтор: Салун Мария Николаевна В декларации принципов толерантности, утвержденной Резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1995 году, в президентской программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактики в Российском обществе на 2001—2005 годы», что основным направлением работы в русле задач программы является разработка и внедрение в систему образования всех ступеней учебных программ и материалов. Воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности. Безусловно, ступень дошкольного образования является в данном случае основой, которая закладывает базу формирования норм толерантного поведения. Наиболее адекватно задачам толерантного воспитания в образовательном процессе дошкольного учреждения, соответствуют занятия по развитию речи, на которых осуществляется ознакомление подрастающего человека с книжной культурой и с народной фольклорной культурой в частности. Через художественную литературу и произведения устного народного творчества ребенок постигает ценности толерантности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека: уважение и признание несомненной значимости уникальности каждого человека, свобода мысли и совести, культура мира и ненасилия. Понятие «воспитание толерантности» рассматривалось нами понятий «толерантность», «толерантная личность», «критерии толерантного поведения», «черты толерантной личности» и других. Под толерантностью мы понимаем уважение прав другой личности, способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущ иной менталитет, образ жизни. При этом среди основных критериев толерантности как общественного явления мы называем: равноправие, взаимоуважение членов общества, доброжелательность или терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и т.п.), сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств, сотрудничество и солидарность в решении общих проблем. По данным исследований педагогов, психологов, возраст 6—7 лет, является, периодом морально-нравственного становления личности ребенка Т.Н. Дронова, В.В. Гербова, Е.О. Смирнова, Ж. Пиаже. Л. Кельберг, В.М. Холмогорова. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения, а поскольку ценности толерантности являются ядром общечеловеческой морали, воспитание толерантности стоит рассматривать как неотъемлемую часть нравственного воспитания дошкольников. В этом возрасте толерантное поведение и отношение выражается в уважении выбора или поступков других людей (взрослых или ровесников), в непосредственном и бескорыстном желании помочь, подарить или уступить что-то, в без оценочной эмоциональной вовлеченности, в сопереживании и эмпатии. Учитывая специфику и сложность изучаемого процесса, мы пришли к выводу о том, что воспитание толерантности в детском саду будет осуществляться успешно при создании благоприятных условий, среди которых выделяются следующие: свободная атмосфера в группе детского сада, без авторитарности; доброжелательность, доверие, уважение к воспитанникам со стороны воспитателя; внимание к интересам каждого воспитанника; обогащение содержания занятий знаниями, ситуациями и стимулами с целью развития толерантности ребенка; поощрение детей к высказыванию собственного мнения с учетом интересов окружающих; использование личного примера толерантного подхода к решению проблемы. Рассматривая педагогический потенциал использования фольклора в качестве средства воспитания толерантности, мы определили, что при знакомстве с устным народным творчеством ребенок получает возможность, сопереживая любимым героям, получить знания о толерантности и увидеть в поэтической, сказочной форме образцы такого поведения. Кроме того, фольклор является прекрасным материалом для развития речи дошкольника, таким образом, мы можем решать одновременно задачи развития речи и воспитания толерантности старших дошкольников. Проведенный анализ существующих программ развития речи у старших дошкольников показал, что, в типовой программе предназначенной для подготовительной к школе группе, фольклорные произведения используются очень мало, как правило с развлекательными или занимательными целями. Решение проблемы воспитания толерантности предполагает активное введение в традиционный учебно-воспитательный комплекса заданий, формирующих толерантное сознание, навыки толерантного поведения и развивающих толерантное отношение. Задачи воспитания толерантности и возможности их решения представлены в инновационной программе «Радуга». В соответствии с логикой воспитания толерантности: сначала формирование толерантного сознания, затем выработка привычек толерантного поведения и в заключение воспитание толерантного отношения, — разработан комплекс заданий по воспитанию толерантности у старших дошкольников. На каждом из названных этапов воспитания толерантности предполагается решение конкретных воспитательных задач. Содержание разработанного комплекса заданий по воспитанию толерантности у дошкольников: 1. Логика воспитания толерантности: Формирование толерантного сознания Задачи воспитания толерантности:
Виды заданий:
2. Логика воспитания толерантности: Формирование привычек толерантного поведения Задачи воспитания толерантности:
Виды заданий:
3. Логика воспитания толерантности: Формирование толерантного отношения Задачи воспитания толерантности :
Виды заданий:
Разработанный комплекс заданий и произведений, которые могут использоваться в ходе занятий развития речи, поскольку решают в комплексе воспитательные, развивающие и обучающие цели, доказал свою эффективность, подтвержденную результатами психолого-педагогической диагностики.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены