РАЗРАБОТКИ
|
Ценностное отношение к совести как регулятору морального поведения детейНовая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, социальным заказом государства и общества. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В соответствии с Концепцией Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: «развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам». Совесть — черта духовного облика личности, выражающая ее способность к внутренней оценке с позиций добра и зла своего поведения, своих чувств, а также действий, мнений других людей. Совесть представляет способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания. При этом человек осознаёт и переживает по поводу невыполненного долга, недостойного поведения, оценку которому «выставляет» сам, чувствует себя виноватым. Совесть направляет человека в поиске смысла, поэтому Виктор Франкл называет ее «органом смысла» и определяет как «способность обнаружить тот единственный и уникальный смысл, который кроется в любой ситуации». Оценочное отношение к собственным поступкам, а также поступкам других людей, всегда эмоционально, поэтому совесть и выступает эмоционально-оценочным отношением к поведению. Путем сложной эволюции и дифференциации чувство стыда и нравственный опыт многих поколений поднялись до высокого понятия «Совесть». Дети по-разному одарены стыдливостью, и так же различно действуют на них воспитание и среда. В младшем школьном возрасте понятие совести, как правило, связано с неэтичным поведением или проявлением стыда, то у старшеклассников её проявлением могут быть переживания, побуждающие к нравственно-справедливым поступкам. Актуальность исследования определяется также наличием негативных явлений и переоценки ценностей, существующих в нашем обществе. Так, например в 1966 году на одну анкету ответили 15 тысяч советских юношей и девушек. Ответы на вопрос: «Что для тебя самое главное в жизни?» - распределились следующим образом: на первом месте оказалось такое качество, как чистая совесть (52%) , на втором месте – долг перед Родиной (50.5%), и на самом последнем перспективы служебного продвижения (6,3%). В современном обществе на первом месте среди перечня ценностей молодежи стоит высокий заработок, материальное благополучие (41,7%), на втором – дело по душе, интересная работа (15%), и на последнем хорошие отношения в семье (12,1%). А о таком качестве как совесть нет и речи. Актуальность исследования связана и с недостаточностью современных исследований в решении проблемы ценностного отношения к совести как регулятору морального поведения. Сущность совести как качества личности рассмотрена в работах: Тарасова А.А., Щербака Ф.Н., Сластёнина В.А., Чижаковой Г.И., Мясищева В.Н., Аплетаева М.Н., и др. Анализ изученной литературы показал, что теоретически мы знаем и понимаем, что такое «совесть», говорим о ней, и представляем ее проявления в поступках человека. Однако, на практике существует разрыв между словом и делом, между знанием и поведением. Наверняка мы не задумываемся о том, что нам говорит наша совесть при совершении поступка. Мы не прислушиваемся к ней, когда спешим что-либо сделать, что-либо сказать. Мы просто делаем то, что считаем необходимым для себя. И вот вопрос, а как проверить, что она есть? Как же ответить на вопрос, что же такое совесть? Так же немало важно задуматься: а что имеет в виду учитель, когда говорит о совести своему ученику? Здесь четко обозначается проблема компетентности педагогов и качества результатов их педагогических действий. Учитель, воспитывая совесть, должен объяснять ребенку, что она «работает» прежде, чем человек совершает что-либо, помогает не допустить безнравственных желаний, что совесть – специфическое человеческое проявление, основанное на предвосхищении несоответствия должному, открытии того, что и как должно быть. Совесть предвосхищает то, за что после будет стыдно. Существуют разные теории возникновения и утверждения у человека совести: в одних развитие совести объясняется психологическими и социологическими условиями жизни людей, в других совесть связывают с объективным добром или природой человека. Важно донести младшему школьнику, что совесть – это внутреннее сознание, которое наводит на верный путь. Итак, мы выяснили, что совесть – это некая субстанция, способная взывать к нашим чувствам и эмоциям, воле и разуму, побуждая нас поступать в соответствии с тем, что мы считаем добрым и правильным. Совесть тревожит личность, не дает ей морально уснуть, заставляет ее корректировать свои поступки согласно ценностям и установлениям, существующим в обществе. Совесть способна взывать к нашим чувствам, так же, как она взывает к нашему разуму. Как это происходит? Совесть побуждает человека делать хорошее и избегать делать злое, сопровождая хорошие поступки чувством радости и удовлетворения, а плохие поступки - чувством стыда, страхами и душевными муками, которые часто называются «угрызениями совести». В нравственной жизни человека совесть сохраняет свое главенствующее положение и выполняет свои специфические функции. Основными функциями совести являются законодательная, судебная и исполнительная. В этих трех функциях совести проявляются ее авторитет, достоинство и свобода. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». Список литературы:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Рекомендации для родителей детей первой младшей группы «Безопасное поведение детей раннего возраста» Рекомендации родителям перед ЕГЭ Профилактика суицида среди подростков Какую пользу приносят словари? Дополнительные способы стимуляции речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены