РАЗРАБОТКИ
|
К вопросу поощрения целеустремленных учащихся школ.Автор: Васильева Елизавета Андреевна Каждый учитель в школе сталкивается с проблемой поощрения учащихся. Это могут быть грамоты, похвальные листы, книги, открытки, призы и, в конце концов, просто медали за успешное окончание школы. Но современных детей, избалованных техническими новинками, сложно увлечь простой грамотой. Поэтому некоторые устроители соревнований и турниров среди учащихся начинают дарить актуальные подарки: флеш-накопители, музыкальные плееры, электронные книги, которые нужны детям и просто нравятся им. Однако перед простым учителем встает нелегкий вопрос: «Как поощрить ребенка за отличную успеваемость на своих уроках не оценочным методом?». В этой ситуации педагог часто обращается к опыту прошлого. В дореволюционной России существовала многоступенчатая система награждения учащихся. По окончании обучения воспитанницы трех Санкт-Петербургских институтов (Смольный, Екатерининский и Патриотический) при идеальной успеваемости и поведении могли претендовать на шифры большого и малого размера . Что же такое шифр? Это знак отличия в виде вензеля императрицы, усыпанный драгоценными камнями, который изначально украшал платья придворных фрейлин, а потом без камней становится главной наградой институток. Вопрос присуждения малого и большого шифра решался на педагогическом совещании, и здесь при равных условиях учителя и классные дамы отстаивали своих любимиц. Само награждение происходило в Зимнем дворце, где выпускниц представляли императору. Первые выпускницы Смольного института помимо награды получили пожизненную пенсию и были определены ко Двору. Высшей наградой, на которую могли рассчитывать юноши и девушки, не имевшие возможности учиться в привилегированных институтах, были золотые и серебряные медали малого и большого размера . Важно заметить, что до революции при награждении учащихся в первую очередь смотрели на их отметки по поведению, а не успеваемости. Медаль ни за что не дали бы ученику или ученице, чей средний балл по поведению был бы ниже 12(из 12 возможных). Золотые медали получали при отличной учебе и идеальном поведении, для серебряной допускался средний балл 11 за обучение . Так же выпускников награждали книгами, если их средний балл был не ниже 10. При подсчете баллов учитывали успеваемость за последние два года. Если случалось так, что ученик или ученица учились идеально, но последний год их отметки упали ниже 10 баллов, но все же позволяли претендовать на награду, то их лишали этого права. Количество наград было ограничено. В первой половине XIX века даже действовало правило – золотые медали и шифры вручались в количестве одна награда на пятнадцать человек, серебряная – одна на десять, а книгу могли получить до трети выпускников. Конечно, данное правило было не безупречно. В гимназиях, находившихся не в Петербурге или Москве часто заканчивали полный курс далеко не все учащиеся. Иногда выпуск бывал меньше десяти человек, и отличники лишались возможности получить награду. Как отмечали сами педагоги, в разные годы уровень успеваемости классов разный, иногда до одной трети учащихся могли претендовать на награды, а иногда только один человек. Но награды при этом выдались всегда в равном количестве, поэтому не всегда золотая медаль одного выпуска была равна по успехам медали другого года . В результате, во второй половине XIX века произошли изменения в награждении. Количество наград, выделяемых на каждый год для учебных заведений, сохранялось. Но отменялась норма выдачи наград. Составителей новых правил волновал вопрос обесценивания наград в глазах учащихся, если их станут выдавать в большом количестве. Поэтому было решено, что если в выпуске не было юношей или девушек, которые могли претендовать на высшие награды, то ни в коем случае нельзя было заменять при награждении низшую ступень на высшую. Как же влияли эти награды на дальнейшую судьбу выпускников? Юноши, окончившие с отличием гимназии, не собиравшиеся поступать в университет, часто получали лучшие места при устройстве на службу, чем их менее старательные одноклассники. Девушки же права поступления в университет были лишены, за то по окончании гимназий или института, а так же специального педагогического курса при их учебном заведении, они могли стать гувернанткой или даже учительницей младших классов. Конечно, обладательниц заветных наград ждало скорейшее и наиболее удачное трудоустройство. В дореволюционной России так же существовало поощрение учащихся по результатам учебного года. Это были книги и похвальные листы. При идеальной учебе и поведении награждали книгой и похвальным листом. Если по одному предмету все же было не 12 баллов, а 11,5, то учащийся получал только книгу. Если по всем предметам отлично и только один на 11 баллов – похвальный лист . Количество наград зависело от успеваемости детей, а не от общего их количества. В женских институтах существовала практика награждения отличниц специальными шнурками, которые вплетались в волосы, как символ успешной учебы. Их получали пять лучших учениц класса. Шнурки выдавались на полгода, если после следующих экзаменов девочка не сохраняла свое место в пятерке, то она возвращала шнурки. После 1917 года все награждения отменили и начали возвращать только после 1945 года. Вначале вернулись золотая и серебряная медали, позже появились новые способы поощрения. В СССР золотой медалью награждали тех, кто имел полугодовые и годовые оценки «отлично», а так же сдал все выпускные экзамены на ту же оценку. Для получения серебряной медали разрешалось иметь не более двух «хорошо» в аттестате. В отличие от дореволюционных времен, когда для получения награды требовалось образцовое поведение, в СССР допускалось «хорошо» при получении серебряной медали. Вначале медали были просто символом отличной учебы, но позже счастливые обладатели этих наград получили право упрощенной сдачи вступительных экзаменов в вузы. Помимо этого фотографии отличников вешали на стенд в разделе гордость школы. Существовали социалистические соревнования между классами и школами. Коллективы учащихся соревновались в успеваемости по одному предмету или по всем сразу. Победители получали ценные призы – книги, билеты на автобусные экскурсии, в детские лагеря Зеркальный и Артек. За успехи в учебе ребенка могли досрочно принять в пионеры и комсомольцы, что не несло за собой никаких материальных наград, но было важным моральным стимулом. Также детей награждали грамотами за отличную учебу, если при этом они еще и хорошо вели себя, то могли получить билеты на елку в Дом Пионеров. А если ребенок оказывался еще и активным в неурочной деятельности или был активным пионером или комсомольцем, то его могли наградить билетом во Дворец пионером, что было более почетным и желанным для детей. Помимо этого проводились районные, городские и всесоюзные олимпиады по предметам, за выигрыш которых дети так же получали награду в виде книги. После распада СССР ситуация с награждением изменилась. Учителя перестали выставлять оценки в графу поведение, отныне как бы себя не вел ученик, если он успевал на отлично, то ему была гарантирована медаль. В 2009 году в связи с повсеместным введением ЕГЭ были отменены льготы при поступлении в вузы для медалистов. После этого борьба за награды немного поутихла, так как нынешние дети часто не видели смысла в получении медали. Но все равно каждый год школы и гимназии борются за высокий показатель по количеству выданных медалей. А сами ученики, уже просто из чувства тщеславия или выполняя желание родителей, стараются получить вожделенную награду. Формы социалистических соревнований ушли в прошлое. Но по некоторым предметам у нас сохранились соревнования классов. Так в Санкт-Петербурге с 2010 года и каждый год на уровне района осенью выбирают класс-победитель в Президентских спортивных играх. А весной на жеребьевке решают какая параллель будет соревноваться на уровне города и страны. Помимо кубков и почетных грамот победители и лауреаты получали бесплатные поездки на интерактивные экскурсии. Во многих школах каждый год проводится соревнование «Самый классный класс», где учащиеся должны представит и показать свой коллектив, не только стороны успеваемости, но и сплоченности. В этом случае главной наградой для ребят становится само звание «Самого классного класса», а также грамота, фиксирующая это. Кроме этих соревнований проводятся выборы «звездного» ребенка – ученика или ученицы, которые успеваю не только учиться на «отлично» в школе, но успешны во внеурочной деятельности и активны в жизни школы. Здесь так же главной наградой будет грамота. Сохранилась практика проведения районных, городских и всероссийских олимпиад, победители которых награждаются почетными грамотами и призами, среди которых могут быть и книги, и какие-либо современные технические средства. В Петербурге существует некое соревнование среди победителей олимпиад. Если учащийся в течение года набирает десять дипломов победителя, то он поучает ноутбук. Если дипломов меньше, то характер награды постепенно упрощается, до MP3-плеера. Среди учащихся также проводя различные турниры, посвященные знаменательным датам или событиям в истории России. Например, в 2012 году проводился турнир, посвященный 200-летию Бородинского сражения, в 2013 – 400-летию Дома Романовых, 2015 – 70-летию Победы. Победителей турнира так же награждали ценными призами: цифровыми фоторамками, МР3-плеерами и флеш-накопителями. В целом, можно выделить тенденцию награждения учащихся уже на уровне района современными техническими средствами, которые пригодятся ребятам в их повседневной жизни. Так же в некоторых соревнованиях сохранилась традиция поощрения победителей поездками на экскурсии. Только теперь это более интерактивные экскурсии, цель которых больше развлечь ребят. За историю существования поощрения учащихся в России награды меняли свой вид и значимость, но они были необходимы для выделения наиболее успешных детей и стимулирования остальных ребят. В современном мире, когда технологии развиваются все быстрее и быстрее, награды также должны меняться, что правильно подмечено многими устроителями турниров и олимпиад. Но что ж может предпринять простой учитель для поощрения? Превзойти силы района или города в материальной ценности наград он не сможет. Поэтому остается подходить к этому вопросу творчески. Своими руками создавать грамоты, медали, поздравительные листы, творчески осмысливая награду. В своей практике, как учитель истории, я награждаю за успехи в учебе ребят медальками-монетами, которые соответствуют той исторической эпохе, которую они проходили в течение четверти. Вручение происходит на последнем уроке четверти при всем классе и сопровождается пояснением происхождения и значимости монеты. Как показывает практика, именно награды, созданные руками учителей, больше всего ценят и вспоминают дети.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены