РАЗРАБОТКИ
|
Подготовка к итоговому сочинениюВот уже несколько лет мы говорим об итоговом сочинении в 11 классе как о допуске к ЕГЭ. Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал . Что же ещё должен показать выпускник? Свою личностную зрелость. Готовы ли к этому наши ученики? Наверное, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но готовы. Ведь формирование личности ученика идёт с первых уроков в школе, в том числе и литературы. Дети учатся выражать своё отношение к событиям, происходящим в произведении, к поступкам героев, видеть позицию автора, сравнивать. Так постепенно, из урока в урок, идёт подготовка к итоговому сочинению. Экзамен по русскому языку в 9 классе, я имею в виду изложение и сочинение 15.2, 15.3, – это не только проверка знаний и умений девятиклассников, но и этап подготовки к итоговому сочинению в 11 классе. Ведь темы изложений и сочинений связаны с категориями нравственности, которые так или иначе заложены в тематические направления итогового сочинения. Таким образом, ученики уже в 9 классе должны уметь давать им толкование, приводить примеры из текста, из жизни, в том числе из произведений литературы. Тем не менее чувство страха есть и у учителей, и у учеников. Почему? Во-первых, о тематических направлениях мы узнаём в сентябре, поэтому на подготовку остаётся всего три месяца. Во-вторых, методические рекомендации к подготовке публикуются ещё позже. В-третьих, темы направлений сформулированы очень широко, следовательно, большой объём материала нужно повторить, а времени очень мало. Что делать? 1. Анализ тематических направлений предыдущих лет позволяет вывести общее: так или иначе в темы заложены понятия добра и зла, любви, семьи, нравственного выбора, ответственности, смысла жизни, красоты, роли природы и книги в жизни человека, ценности времени…Следовательно, при анализе произведений на уроках литературы необходимо акцентировать внимание учеников на этих проблемах. 2. При обучении написанию сочинений по изученным произведениям можно уже с 8 класса так формулировать темы, чтобы они наталкивали ученика на самостоятельные размышления, учили выражать свою позицию по различным нравственным вопросам.
Темы сочинений взяты с реальных экзаменов разных лет. 3. Давать несколько тем на выбор по разным проблемам, чтобы ученики научились сознательно выбор осуществлять. 4. Постараться приучить учеников вести читательский дневник. (Понятно, что это трудоёмкая, кропотливая работа и не каждый ученик будет её выполнять.) В дневнике необходимо, кроме имени автора, названия произведения, имён персонажей, отразить и проблематику произведения, ключевые нравственные и философские категории, цитаты. В соответствии с «Методическими рекомендациями ФГБНУ «ФИПИ» по подготовке к итоговому сочинению (изложению)» следует уделить особое внимание формированию и развитию умений:
Такая работа должна носить системный характер, включая анализ типичных ошибок. Для себя я определила, что главная задача – научить детей мыслить, формулировать собственную позицию по проблеме, поставленной в теме, аргументировать её на основе литературного произведения, делать вывод, таким образом создавать развёрнутое высказывание; проверять свою работу, редактировать её. Тогда в 11 классе можно сосредоточить внимание на конкретных тематических направлениях. Для подготовки к конкретным тематическим направлениям можно использовать различные методические разработки Ирины Анатольевны Суязовой.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены