РАЗРАБОТКИ
|
Особенности подготовки и проведения ВПР по русскому языку в 6 классе«ВПР (Всероссийские проверочные работы) — это итоговые контрольные работы, которые проводятся по отдельным учебным предметам с целью оценить уровень подготовки школьников с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта» (Официальный сайт ВПР). "Отказ от проведения ВПР не планируется. ВПР — это контрольные работы, результатами которых пользуются школы, муниципальные и региональные органы исполнительной власти, Минпросвещения и Рособрнадзор. Ключевым адресатом все же является школа", — рассказали в Рособрнадзоре. Пояснения по процедуре выполнения ВПР Работу дети пишут в школе. Время на выполнение — 90 минут. Задания для работы составляются в Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ) с учетом новых государственных стандартов (ФГОС). Работы проверяются школьными учителями коллегиально по единым для всех школ критериям, после чего администрация учебных заведений через личные кабинеты вносит результаты в единую информационную систему, с данными которой уже могут работать эксперты. Назначение КИМ для проведения проверочной работы по русскому языку – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 6 классов в соответствии с требованиями ФГОС. КИМ ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в общеобразовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения. Тексты заданий в вариантах ВПР в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования. Структура проверочной работы Вариант проверочной работы содержит 14 заданий. Задания 1–3, 7–12, 14 предполагают запись развернутого ответа, задания 4–6, 13 − краткого ответа в виде слова (сочетания слов). Все задания относятся к базовому уровню сложности. Задания проверочной работы направлены на выявление уровня владения обучающимися правописными нормами современного русского литературного языка (орфографическими и пунктуационными), учебно-языковыми опознавательными, классификационными и аналитическими умениями, предметными коммуникативными умениями, а также регулятивными, познавательными и коммуникативными универсальными учебными действиями. Задание 1 проверяет традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный у обучающихся навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявляемом деформированном тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметными умениями проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и в процессе его реализации). С подобными заданиями учащиеся работают как на уроках, так и при выполнении домашних заданий. Это тексты и предложения с пропущенными буквами и знаками препинания. Необходимо их вставить и объяснить свой выбор. Например, упр.372 учебника «Русский язык 6 класс Ч.2 М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. «Спишите, расставляя пропущенные запятые. Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок». Данные задания встречаются в 5-11 классах при изучении всех тем. Для формирования у обучающихся правописных норм современного русского литературного языка (орфографических и пунктуационных) на уроках проводятся орфографические и словарные диктанты, выполняются задания на подбор примеров слов с определённой орфограммой. Например, упр 389. Задание «Вспомните виды орфограмм, изученных в теме «Имя прилагательное», и заполните таблицу 4-5 примерами на каждый вид. Обозначьте в записанных словах условия выбора соответствующих орфограмм». Задание 2 предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями:
Помимо предметных умений задание предполагает проверку регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и в процессе его реализации), познавательных (осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию, используя графические обозначения в схеме структуры слова при морфемном разборе, при словообразовательном разборе) универсальных учебных действий. Проще говоря, учащиеся должны владеть навыками различных разборов слов и предложений. Задания подобного рода встречаются практически в каждом упражнении. Это и полный морфемный, морфологический, фонетический разбор слов, и нахождение слов, соответствующих определённой схеме, и слов с заданными грамматическими признаками. Например, упр 345. Задание «…Спишите. Над качественными прилагательными напишите букву к, над относительными - о. Подчеркните прилагательные, употреблённые в краткой форме…». Упр 508. Задание «Выпишите глаголы и распределите их на две группы: а) стоящие в неопределённой форме; 2) употреблённые в форме 3-го лица…». Упр 351. Задание «Выполните письменно разбор 2-3 прилагательных как часть речи». Задание 3 нацелено на проверку учебно-языкового умения распознавать заданное слово в ряду других на основе сопоставления звукового и буквенного состава, осознавать и объяснять причину несовпадения звуков и букв в слове; познавательных (осуществлять сравнение, объяснять выявленные звуко-буквенные особенности слова, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей) и коммуникативных (формулировать и аргументировать собственную позицию) универсальных учебных действий. Похожие задания, выполняемые обучающимися на уроке:
Задание 4 направлено на выявление уровня владения орфоэпическими нормами русского литературного языка, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью). На уроках учащиеся записывают слова с правильным ударением в словарь, заучивают их. Во время устных ответов также ведётся контроль за соблюдением орфоэпических норм русского литературного языка. В задании 5 проверяется учебно-языковое умение опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи в указанном предложении; познавательные (осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая основания для логических операций) универсальные учебные действия. Задания, выполняемые учащимися, на умение опознавать части речи и их формы:
Задание 6 проверяет умение распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в формах слов различных частей речи и исправлять эти нарушения; регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания) универсальные учебные действия. Задания 7 и 8 проверяют ряд предметных умений:
а также универсальные учебные действия:
Чтобы выполнить на максимальный балл эти задания, необходимо актуализировать знания по синтаксису и пунктуации: простые и сложные предложения и знаки препинания в них, простые осложнённые предложения и знаки препинания в них, тире между подлежащим и сказуемым. Работа с такими предложениями ведётся на каждом уроке. Используются различные виды заданий: списать текст и расставить пропущенные знаки препинания, найти предложение, в котором пропущены две запятые и т.д. В задании 9 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста, владения изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия) проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Задание 10 проверяет предметное коммуникативное умение осуществлять информационную переработку прочитанного текста, передавая его содержание в виде плана в письменной форме с соблюдением норм построения предложения и словоупотребления; вместе с тем задание направлено и на выявление уровня владения познавательными универсальными учебными действиями (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости, соблюдать в плане последовательность содержания текста). Задание 11 также предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения) с учётом норм построения предложения и словоупотребления. Задание 12 выявляет уровень предметных учебно-языковых опознавательных умений обучающихся распознавать лексическое значение многозначного слова с опорой на указанный в задании контекст; определять другое значение многозначного слова, а также умение использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании (предметное коммуникативное и правописное умения), построенном с учетом норм создания предложения и словоупотребления; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия). В задании 13 проверяются:
Задания 9-13 выполняются по прочитанному тексту. Ранее была проведена диагностическая работа, составленная по материалам тренировочных заданий для подготовки к ВПР. Она обнаружила проблемы и затруднения в выполнении заданий по прочитанному тексту. Это происходит потому, что, овладев в той или иной степени техническим чтением, учащиеся почти не владеют навыками смыслового чтения. Они не умеют вчитываться в текст, вычленять главную и второстепенную информацию, не владеют в должной мере умением интерпретировать текст, находить проблему, авторское отношение к изображаемому. Это влечёт за собой неправильное выполнение или невыполнение заданий 9-13. Работа по ликвидации вышеуказанных затруднений ведётся на постоянной основе. При выполнении упражнений (если это текст) мы определяем тему, идею, формулируем проблему текста. Определяем стиль и тип текста. Работаем с лексикой, указывая значение слов, подбирая синонимы и антонимы. Для многозначных слов составляем предложения, в которых эти слова используются в разных значениях. Составляем план текстов (вопросные, цитатные), пересказываем тексты по плану. Задание 14 предполагает распознавание значения фразеологической единицы (учебно-языковое умение); умение на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма (предметное коммуникативное умение, познавательные универсальные учебные действия), умение строить монологическое контекстное высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения); задание нацелено и на адекватное понимание обучающимися письменно предъявляемой информации (коммуникативные универсальные учебные действия), и на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия), а также на осознание обучающимися эстетической функции русского языка (личностные результаты). Это задание вызвало больше всего затруднений. Чтобы помочь подготовиться к выполнению данного задания, на одном из уроков был проведён «Фразеологический калейдоскоп». Дома учащиеся составляли Словарь фразеологизмов на определённую тему (по вариантам) с объяснением их значений. А в классе мы придумывали предложения с этими фразеологизмами и небольшие тексты. Полученные за работу первичные баллы переводятся в оценку по пятибалльной шкале. Решение о выставлении отметок обучающимся по результатам ВПР и иных формах использования результатов ВПР в рамках образовательного процесса принимает образовательная организация в соответствии с установленной действующим законодательством Российской Федерации в сфере образования компетенцией. Проанализировав всё вышесказанное, можно сделать вывод, что специальной подготовки к выполнению ВПР не требуется. Комплексная систематическая работа по выбранному УМК из ФПУ даёт базовые знания, необходимые для выполнения заданий ВПР на максимальный балл. Если ученик не уверен в своих силах или он хочет потренироваться в выполнении какого-либо задания, у него есть возможность воспользоваться тренировочными вариантами, размещёнными на различных сайтах или выпущенными в виде сборников по подготовке к ВПР. Список используемой литературы
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены