РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование жестов на уроках английского языка

Автор:
Чернова Т.И.
учитель английского языка

Довольно часто мы, что-то припоминая, делаем движения руками, которые помогают нам выразить свою мысль, вспомнить слова и образы. Этот прием «вспоминания руками» довольно эффективен. Он применяется даже маленькими детьми, но, взрослея, мы пользуемся им все реже. Уже давно люди заметили связь между моторикой рук, памятью и общим развитием ребенка с самого раннего возраста. Наши предки использовали методики «пальчиковых» упражнений. Они до сих пор остались в фольклорных детских потешках. Например, всем известна с детства игра «Сорока-ворона». Я уверена, что именно эту особенность нашей памяти, восприятия, а также воспроизведения можно и нужно использовать при обучении. Это полезно и потому, что запомненное таким образом сохранится надолго. А на уроках иностранного языка таким методом можно помочу ребенку эффективно запоминать и быстро «доставать из памяти» лексические единицы чужого языка.

Советский психолог Беляев Б. В. указывал, что учебный материал прочнее удерживается в памяти, если он прорабатывается трояким способом: то есть и зрительным, и слуховым, и двигательным. А русские физиологи В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов, М.М. Кольцова доказали влияние движений руками на развитие речи. Современные науки кинестетика и кинезиология  изучают вопросы развития умственных способностей человека через определенные двигательные упражнения.  Именно такие упражнения,  по мнению ученых, позволяют улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Доказано, что

  • левое полушарие мозга активизируется, когда двигается правая часть тела;
  • правое полушарие мозга активизируется, когда двигается левая часть тела;
  • обучение проходит эффективнее, если оба полушария хорошо взаимодействуют между собой.

Я хочу поделиться опытом эффективного использования жестов и движений для изучения новой лексики в начальной школе.

Я уверена, что реализация специальной методики использования жестов, мимики и движений на уроках приводит к улучшению качества долговременной и кратковременной памяти, снимает утомляемость учеников, способствует улучшению памяти, внимания, речи, для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых. Обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у учащихся зрительно-моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, создает условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формирует на уроках атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации обучения учащихся, которое в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка. Применение методик использования движений в образовательном процессе позволяет улучшить взаимодействие полушарий, а значит и процессы, за которые они отвечают, синхронизируются и улучшаются. Это память, внимание, речь, пространственное представление, моторику, снижение утомляемость, повышение произвольного контроля.

Я постоянно включаю движение в процессы восприятия, запоминания и воспроизведения учебного материала. Впервые я начала применять на своих уроках жесты, элементы двигательной и пальчиковой гимнастики после знакомства с методикой обучения малышей английскому языку Валерии Мещеряковой. Я решила опробовать эти приемы в начальной школе. И вот уже по прошествии 7 лет я могу смело сказать, что использование этих приемов оправдано и приносит хорошие результаты. Во-первых, учащиеся легче запоминают новые слова, это позволяет свести к минимуму использование русского языка на уроках, а использование жестов для изображения того или иного предмета помогает детям быстрее вспомнить его название на английском языке. На уроках учащиеся не боятся говорить, а это очень важно!

Я использую жесты на этапе изучения новой лексики, при заучивании стихов, пении песен, во время физминуток, на которых тоже изучается лексика, при переводе на иностранный язык (от жеста к слову)

Использование приемов данного метода помогает мне быстрее «вложить» в ученика изучаемый материал, а ученику – легко его запомнить.

Одна из первых тем, изучаемых на начальном этапе – «Животные». Каждое название животных я тоже сопровождаю определенным жестом, так легче и быстрее запомнить новую лексику.

На своих уроках я часто использую пальчиковую гимнастику. Приведу пример одной из них. Известное стихотворение «My family» мы с детьми изображаем пальчиками. I have a father, I have a mother. I have a sister. I have a brother. Причем, сначала изображаем на правой руке, потом с помощью левой. Это активизирует оба полушария головного мозга.

Таким образом, при обучении лексике и ее воспроизведении жесты играют роль «помощников» как для учителя, так и для учеников. Это и элемент здоровьесберегающей технологии; и вид кинезиологических тренировок для синхронизации работы полушарий мозга; и способ активизации разных видов памяти (логической, двигательной, образной, эмоциональной, непроизвольной и произвольной) с целью прочного усвоения и воспроизведения материала.

Жесты призваны облегчить учащимся процесс овладения иностранным языком, снять различного рода трудности, стимулировать общение на уроках, формировать прочные навыки и умения. Ведь, как утверждал В. А. Сухомлинский, «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены