РАЗРАБОТКИ
|
Концепция новой педагогической технологии преподавания физической культурыАвтор: Шамаева Галина Ивановна Аннотация: в данной статье описывается технология применения пассивных интерактивных досок или проекторов в обучении физической культуры, призванная бороться с гиподинамией, повысить интерес к занятиям физической культуры и наконец просто оторвать школьников от их гаджетов. Идея достаточно проста: надо заинтересовать детей бОльшим экраном и вместо нажатия кнопок для управления дать им мяч для того же самого. Данный подход можно также адаптировать для использования в тренерской работе (по крайней мере по такому распространенному виду спорта как футбол). Замечание: стоит сказать о слове «новая». Мы не можем утвердительно приписать себе авторство, описанной ниже, педагогической технологии, хотя и не нашли о ней нигде упоминания. Но мы точно можем утверждать, что данная технология не получила широкого применения в настоящий момент и мало кто с ней знаком. Таким образом, если мы и не являемся первооткрывателями данной технологии на основе применения новых информационных средств, то хотя бы будем ее популяризаторами. Результаты медицинского исследования образа жизни детей школьного возраста дают основания говорить о возникновении новой угрожающей общемировой тенденции – недостаточной физической активности и малоподвижном образе жизни: в школе больше не встретишь бегущих и орущих школьников, все сидят и смотрят в свои телефоны/планшеты. Мы не будем раскрывать подробнее проблему гиподинамии, хотя бы потому, что про это немало где написано. Но можно сказать все с той же уверенностью, что машины, пароварки и пульты для телевизора, планшеты, мобильные телефоны и компьютеры – все это и есть причины возникновения гиподинамии. Конечно, нет необходимости отказываться от благ цивилизации и возвращаться к ручной обработке полей. Мы в статье полагаем и показываем, что спасение от гиподинамии находится там же: в современных высоких технологиях. К сожалению, в современной школе до сих пор не выработался системный подход применения современных технологий в обучении. Хотя данная проблема поднималась еще и в советское время, например, если говорить о физической культуре, В.К. Бальсевичем, чья идея заключается в адаптации высоких спортивных технологий, хорошо зарекомендовавших себя в большом спорте, к повышению эффективности школьного физического воспитания. Конечно, сейчас трудно представить себе школу (по крайней мере московскую) без компьютерных классов и интерактивных досок. Но их использование остается на уровне показа презентаций и учебных фильмов. Что, к слову, лишь усугубляет проблему гиподинамии. Для применения нашей педагогической технологии, что является ее плюсом, по сути не надо ничего более сложного: или проектор, или пассивная интерактивная доска. Это может быть реализовано и так, и так. Но если в пассивной интерактивной доске уже все готово к использованию, то к проектору нужна видеокамера: она будет отлавливать яркие предметы — мячики, а компьютер должен рассчитывать положение и считать попадания. Как, наверное, Вы могли догадаться, наша идея — это компьютерная игра. Но ее экраном служит не монитор, а стена. А играть в нее надо не сидя, а бегая, ловя мяч и кидая его. Смотрите нашу первую иллюстрацию, в которой мы описываем только одну возможную игру. В этой игре хаотично перемещаются монстрики, количество которых одновременно на доске 2-3. При попадании мяча по монстрику — он исчезает через вспышку и через секунду появляется новый, какой-то другой. Здесь сразу видны метапредметные связи: старшеклассники могли бы и могут на уроках информатики придумывать и реализовывать такие игры. Для этого требуются знания не только в программировании и алгоритмах, но и в психологии: на улучшения каких качеств направлена реализованная игра, ведь это могут быть групповые, индивидуальные игры, с одним и более мячом, какие угодно. Кроме того, игру надо «нарисовать», что требует художественного видения и умения. Это творческое мышление, это игровое мышление. Это проектная деятельность. Это то, о чем все говорят. И это то, что нужно. По сути мы получаем безграничные возможности реализации чего угодно. А Вы когда-нибудь видели школьника, играющего в компьютерные игры? Если видели, то знаете, что его просто не оторвать: он поесть забывает. А с нашей концепцией мы имеем ту же игру, но игру, которую поощряют родители и общество в целом. По данным НИИ физиологии детей и подростков в РФ, если в первом классе количество здоровых детей — до 70%, то к окончанию школы этот показатель — лишь 10-15%. А нашу технологию можно использовать и как здоровьесберегающую. Для этого достаточно поставить такие пассивные интерактивные доски по школе и разрешить детям ими пользоваться на перемене. Мы переходим к обучению футболу, одному из самых популярных видов спорта в нашей стране, с помощью адаптации описанной технологии. Предлагается следующая концепция, смотрите вторую иллюстрацию. У нас все также есть экран, реализованный через проектор или пассивную интерактивную доску, в виде футбольных ворот. На каком-то расстоянии от «ворот» есть лазерный луч, прямо как в фильме «Миссия невыполнима». Ученик бежит с мячом, и, как только он пересекает луч, случайным образом на экране внутри «ворот» появляется черный квадрат. Ученик незамедлительно должен ударить по мячу и попасть в этот квадрат. Таким образом будет тренироваться реакция и различные удары. А вместе с применением электронного мяча, описанного в статье М.Н. Оробея и А.Ю. Тарасова «Электронный мяч как средство контроля на занятиях физической культурой» (Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 12 (142)), мы получаем все шансы воспитать будущих чемпионов, которая наша страна так ждет. Таким образом, мы можем видеть, что описанная педагогическая технология позволит не только сберечь здоровье обучающихся, но и повысить мотивацию к занятиям физической культуры, а также их общую физическую активность, что так не хватает нынешнему поколению. Смотрите также: Шамаева Г. И., Домашние задания по физической культуре?! Необходимость!, 2017. В этой работе показывается необходимость введения неноминальных домашних заданий по физической культуре на основе того, что уроки физической культуры могут покрыть только 11% необходимой активности школьников. С помощью периодического мониторинга физического развития детей и контроля через фитнес-трекеры выполнения упражнений предлагается отслеживать выполнение домашних заданий. Хочется заметить здесь, что в физическом воспитании известно, что динамика физического развития всегда положительна, если заниматься. Спасибо Оле ~Leonifa~ Шеломаевой за иллюстрации!
Всего комментариев: 3
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены