РАЗРАБОТКИ
|
Современные педагогические технологии в системе школьного образованияАвтор: Попова Диана Константиновна Ребенок воспитывается разными случайностями, В. Ф. Одоевский В педагогике понятие "технология обучения" можно рассмотреть в узком и широком смысле. Поскольку понятие является весьма многогранным и затрагивающим ряд немаловажных аспектов. В широком смысле под технологией обучения понимается совокупность методов создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. В узком смысле под технологией обучения подразумевают науку о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются: цели, содержание , средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса, ученик, учитель и в целом результат деятельности. Актуальность «технологии обучения» находит свое отражения не только в современном мире. Долгие годы различные деятели науки представляли и толковали данное понятие по-своему. Таким образом, Б. Т. Лихачев утверждал, что педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса. В то время как И. П. Волков, представлял педагогическую технологию, основой описания процесса достижения планируемых результатов обучения. Последнее десятилетие XX в. внесло в историю российского образования трагические страницы: появился новый термин - "децелерация", означающий массовую задержку детей в физическом и психическом развитии. Что же повлияло на формирование данного понятия? Причины децелерации были многочисленны: некачественное питание беременных, последствия Чернобыльской катастрофы, телефония (решающее влияние на потомство женщины первого в ее жизни мужчины - часто по генофонду не лучшего), "афганский" и "чеченский" синдромы, социальная фрустрация. Все это неблагоприятно повлияло на развитие детей. На тот момент, поступающие в первый класс дети имели ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. Исследования, проведенные в ряде школ показывали, что картина, характеризующая готовность детей к обучению на весьма низком уровне, а подготовка детей к начальному обучению достигала только 25 %. Где в последствии индекс интеллекта старшеклассников и выпускников школ ежегодно снижался на 1,5- 3,0 %. По официальным данным ЮНЕСКО, российская молодежь за последние 40 лет по уровню интеллектуализации переместилась среди стран - членов ООН со 2-3 на 52- 55-е места. Все это повлияло на то, чтобы в корне пересмотреть свое отношение к педагогическим технологиям как инструментарию учебного процесса и актуализировать их изучение. Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации, и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения. Именно проектирование педагогической технологии предполагает выбор оптимальной для конкретных условий системы педагогических технологий. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности. Стратегической целью образовательной политики государства в ХХI веке обозначен переход к устойчивому инновационному развитию системы образования. Девиз национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» - «Общее образование для всех и каждого». На современном этапе система педагогических технологий сводится к выделению различных форм взаимовлияния учителя и ученика. Что в свою очередь касается основных вопросов школьного образования. Такими формами являются:
Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности. Хотелось бы по подробней остановиться на информационно-коммуникационной технологии (ИКТ), которая заслуживает особого внимания. Целью технологии, включают в себя формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. Очевидно, что образование будущего тесно связано с развитием компьютерных технологий. Электронное обучение обеспечивает единый стандарт знаний для всех сотрудников организации. Использование технологий электронного обучения в учебном процессе школы является актуальной проблемой современного обучения. Использование технологий электронного обучения в учебном процессе школы является актуальной проблемой современного обучения. Результаты использования инноваций, которые сейчас внедряются, мы ощутим через 10-20 лет, но это не значит, что учителя может полностью заменить электроника. Учитель был и остается главной фигурой в школе. Процесс перехода на новую систему ни в коем случае не отменяет сложившуюся традиционную классно-урочную систему обучения. Тем более никто не устраняет учителя от образовательного процесса. Детям всегда нужны мудрые глаза учителей, но система электронного обучения призвана помочь учителю работать по-современному, ориентируясь на потребности нового поколения. Предлагаемая система устраняет рутинную работу учителей, т.к. учитель в традиционной системе должен многое делать собственными руками: искать, создавать, рисовать, писать, иллюстрировать, сочинять и даже музицировать. Хорошо, если он это умеет делать, тем более профессионально, а если нет? И это вечная проблема, которая из года в год поднимается на августовских конференциях учителей. В условиях информатизации образования решается именно эта проблема. Все это делают разработчики, профессионалы своего дела. Очень хорошо оценивается учителями эта помощь: работа по электронным учебникам или цифровым образовательным ресурсам. Главное в работе учителя – грамотно их использовать, продумать все педагогические установки. Школьники должны осознавать, зачем это они изучают, видеть, как они должны этим материалом владеть. Им – будущим профессионалам 21 века – уже со школьной скамьи необходимо набирать опыт дистанционного интерактивного взаимодействия.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены