РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование эмоциональной стабильности у детей, переживших травматические события

Федоренко Оксана Васильевна,
педагог-психолог ГКОУ «Горловская
специальная школа-интернат №16»

Формирование эмоциональной стабильности становится одной из приоритетных задач педагога-психолога в школе в то время, когда обстановка, окружающая школьника в Донбассе переполнена стрессами, травматическими событиями.

Психологическая устойчивость рассматривается как подвижное равновесное состояние, сохраняемое путем противодействия нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам, и как целенаправленное нарушение этого равновесия в соответствии с задачами, возникающими во взаимодействии человека со средой [18]. В данном понятии объединены уравновешенность, соразмерность, стойкость, стабильность, сопротивляемость.

О.Б. Дарвиш на основе теоретического анализа литературных источников установила, что психологическая устойчивость проявляется в способности «определенным образом реагировать на внешние воздействия, избирательно относиться к внешним влияниям, сопоставлять мнения и поступки других людей, а также собственные поступки с усвоенными нормами и принципами и в соответствии с ними намечать и реализовывать определенную линию поведения» [19].

Вопрос психологической устойчивости поднимается особенно остро, когда внешние воздействие – это жизнь в зоне непрекращающихся обстрелов, в эпицентре разрушений и смертей.  Психологических состояние детей попадает в зону понятий кризис, стресс, психотравма, посттравматическое стрессовое расстройство.

Термин «кризис» (вид греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) означает тяжелое переходное состояние человека, что вызванное внутренним или внешним фактором или резкой сменой статуса персональной жизни [1; 8]. Обычно, выделяют три типа кризиса: невротический кризис, кризис развития и травматический. Невротические кризисы вызываются внутренними предпосылками личности и связаны с ее опытом. Кризисы развития или возрастные кризисы возникают при переходе от одного возрастного периода к другому. Травматические кризисы возникают в ответ на психотравмирующую ситуацию [8]. Следовательно, причиной возникновения и развития кризиса является кризисная ситуация вызывается значительным стрессовым фактором и разрушает привычные способы преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств. Вследствие кризисной ситуации у человека может развиться кризисное состояние, существенными характеристиками которого являются степень его продолжительности и интенсивности.

В наиболее общем смысле термин «стресс» (от англ. stress —напряжение) используется для обозначения состояний человека, которые характеризуются сильным напряжением и которые возникают в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры) [11]. Физиолог Г. Селье, который ввел данный термин в научный оборот [12; 13], выходил из гомеостатической модели функционирования организма и рассматривал стрессоры как стимулы, которые мобилизуют его ресурсы, вызывая реакцию общего адаптационного синдрома. Первой стадией данного синдрома является реакция тревоги, то есть индивид входит в состояние тревоги (фаза шока), и, вместе с тем, мобилизуются его защитные силы (фаза противошока). Если стресс продолжается, организм переходит в стадию сопротивления (резистентности), во время которой устойчивость к различным воздействий является повышенной. Эта стадия либо приводит к стабилизации состояния и исцелению, или меняется стадией истощения, которая сопровождается нарушением соматических процессов, упадком сил и может закончиться гибелью организма. Итак, переживания стресса, может иметь как положительное, мобилизующее значение для организма человека, так и негативные, патологические последствия.

Что же касается понятия «психотравма», то, как отмечает Н. В. Тарабрина с соавторами [15] согласно современных представлений о стрессе, последний становится психотравмой, когда следствием действия стрессора становится нарушения в психической сфере человека и в соматических процессах.

В качестве стрессора в таких случаях выступает травматическое стрессовое событие, которая характеризуется внезапностью, разрушительной силой, интенсивностью. Это событие часто связано с фактом или угрозой смерти, серьезного телесного повреждения или насилия, она несет человеку абсолютно новую информацию, которую необходимо интегрировать в предыдущий жизненный опыт. Травматическое событие или переживается лично, или человек становится свидетелем такого события, или получает известие о тяжелой физической травме или смерти близкого человека.

Психотравму (синонимически употребляются такие термины: эмоциональный травматический стресс, эмоциональная травма) описывают как переживания несоответствия между угрожающими факторами ситуации и индивидуальными возможностями их преодоления, которое сопровождается интенсивным страхом, острым ощущением беспомощности и потери контроля, когнитивными изменениями и изменениями в способах регуляции аффектов, что приводит иногда длительные физические, психические и личностные расстройства. На физиологическом уровне меняется биохимическое равновесие (чем объясняются такие состояния, как обезболивание, чрезмерное возбуждение, амнезия, снижение иммунитета, истощение и тому подобное); меняется работа мозга: блокируется межполушарная синаптическая передача, иначе функционируют нейроны коры головного мозга, в результате чего страдают прежде всего те его зоны, которые связаны с контролем над агрессивностью и циклом сна [15].

У человека, пережившего эмоциональный травматический стресс, иначе начинает функционировать память – механизм травматической памяти, необходимой для выживания индивида, становится причиной посттравматических стрессовых состояний. После прекращения действия стрессора яркие эмоциональные образные воспоминания не просто хранятся в долговременной памяти, но вновь и вновь появляются в памяти оперативной, способствуя развитию посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Последний означает интенсивную и, обычно, пролонгированную реакцию на сильный травматический стрессор, такой, как природные катаклизмы, бедствия, вызванные людьми (преследования, террористические акты, военные действия, насилие, пытки и тому подобное) [16].

Дети — это одна из уязвимых категорий населения, которая особым образом чувствует влияние экстремальных событий, которые происходят в стране в течение последних лет. Для многих из них эти события являются травматичными, что значительно нарушает их жизнедеятельность, вредит здоровью, вызывая стрессы, кризисы, психотравмы.

Признаки того, что ребенок остро переживает стресс:

- эмоциональные проявления: обострение страхов (особенно страха разлуки); тревожные состояния; агрессивность; плаксивость; склонность к бурному проявления эмоций; обеднение эмоциональных проявлений и т. п.; 

- поведенческие проявления: нарушения сна, ночные кошмары; потеря аппетита; застревания; регрессивные формы поведения; гиперактивность; пассивность; замкнутость; усиленное стремление к контактам со взрослыми; отказ от контакта; возражения; содержание тематических игр со сверстниками и др;

- когнитивные проявления: обеднение речи; повышенная речевая активность; ухудшение деятельности процессов памяти, мышления, внимания и др.;

- соматические проявления: повышенная усталость, сонливость; обострение хронических болезней; боли в желудке; головные боли; расстройства дыхания; расстройства в работе сердца; тошнота, рвота; заболевания верхних дыхательных путей и др.

- спектр признаков, которые указывают на то, что ребенок обостренно переживает травматические для него обстоятельства.

В целом же стоит отметить, что все непривычные для ребенка проявления требуют внимания специалиста и могут свидетельствовать о ее острой реакции на стресс. Симптомы такой реакции у многих детей достаточно кратковременные и на протяжении нескольких дней или недель благодаря компенсаторным силам детской психики и благоприятной поведении взрослых постепенно исчезают. Однако у части детей, которые пережили травматические события, симптомы остаются, и их состояние со временем может даже ухудшиться, развиваясь в посттравматическое стрессовое расстройство.

Вот основные признаки и симптомы ПТСР у детей разного возраста. У детей дошкольного и младшего школьного возраста (1-6 лет): бессилие и пассивность, отсутствие обычных реакций; генерализованный страх; повышенная возбудимость и несобранность; познавательная путаница; сложности при разговоре об этом событии; сложность в определении чувств; нарушения сна, ночные кошмары; страх разлуки и «цепляние» за близкого человека; регрессивные симптомы (например, возвращение ночного недержания мочи, потеря способности говорить, потеря двигательных навыков); неспособность понять смерть, как неизбежность; тревога по поводу смерти; соматические симптомы (боли в животе, головные боли и др.); усиленная реакция на громкие звуки; «замораживание» (внезапная недвижимость); суетливость, нехарактерный плач;    избегание или тревога в ответ на конкретные стимулы, специфически связанные с травмой.

Дети младшего и среднего школьного возраста (6-11 лет): чувство ответственности и вины; повторяющаяся травматическая игра; чувство тревоги при напоминании о событии; ночные кошмары, другие нарушения сна; обеспокоенность по поводу безопасности, мысли о угрозу;     агрессивное поведение, вспышки гнева; страх чувство боли, травмы; пристальное внимание к тревоге родителей; уклонение от школы; тревога/забота о других; поведенческие, эмоциональные, личностные изменения; соматические симптомы (жалобы на телесные боли); очевидные тревога/страх; склонность к уединению; конкретные связанные с травмой страхи, общие страхи; возрастной регресс (ведет себя, как младший по возрасту ребенок); тревога разлуки; потеря интереса к деятельности; путаница мыслей, недостаточное понимание травматических событий; отсутствие четкого понимания явления смерти, причины «плохих» событий;       пробелы в недостатке понимания заполняются «магическим» объяснением;      потеря способности к концентрации в школе, снижение успеваемости; странное или необычное поведение.

Подростки (12-18 лет): эгоистичность; опасное для жизни поведение; бунт дома или в школе; резкие изменения в отношениях; депрессия, избегание общения; снижение успеваемости в школе; попытка отдалиться и защититься от чувств стыда, унижения, гнева; чрезмерная активность с другими людьми или отступление от других в целях урегулирования внутреннего конфликта; склонность к переживанию несчастных случаев; желание мести, активность, связанная с ответом на травму; нарушения сна и питания, ночные кошмары.

ПТСР может развиться со временем – примерно через полгода после пережитых травматических событий. Учитывая это, нужно быть особенно внимательными к детям, которые были очевидцами острого военного конфликта, понесли тяжелые потери и тому подобное, и осуществлять профилактику расстройства.

Компенсаторные механизмы психики ребенка достаточно гибкие, и в значительном количестве случаев последствия стрессовых обстоятельств, преодолеваются ею естественным образом. Дети склонны «лечить» себя при помощи игры со сверстниками, фантазирование, рисование, эмоционального отреагирования ситуации и тому подобное. Следует помнить о природных механизмах и способствовать их активизации. Нередко сами взрослые своими проявлениями блокируют доступ ребенка к его естественным механизмам саморегуляции. Так, например, некоторые родители проявляют по отношению к таким детям гиперопеку, чрезмерную внимание, сердобольность, тревожность. Чувствуя такое отношение, дети скорее формируют образ жертвы, которая пассивно ожидает помощи, а не стремятся к активному выходу из ситуации. Кроме того, в сознании детей может закрепиться представление о том, что внимание легко получить через пребывание в неблагоприятных обстоятельствах, и это, в свою очередь, может стать основой неблагоприятного жизненного сценария. Приходилось наблюдать случаи, когда дети, легко справившиеся с травматическими событиями, даже с завистью относились к детям, тяжело пережившим обстрелы, ведь огромное количество внимания взрослых уделялось именно им.  Понятно, что на основе такого примера детская фантазия работает очень просто – «пострадавшим всегда уделяют значительное внимание», – что и может становиться поводом для развития нежелательных представлений о жизненных целях. Поэтому стоит разумно проявлять попечительство в отношении детей даже в сложных неблагоприятных обстоятельствах.

Этапы психологической помощи детям, пережившим психотравмирующие ситуации:

  • восстановление ощущения безопасности – заключается в снятии телесного и эмоционального напряжения, ослаблении тех жестких механизмов защиты, которые возникли в ответ на кризисную ситуацию;
  • восстановление и укрепление психологических ресурсов ребенка – заключается в содействии активизации естественных ресурсов психики ребенка, на основе которых становится возможным выход из кризисных состояний;
  • отреагирование негативных переживаний, связанных со психотравмирующими факторами, – заключается в создании условий для прямого или символического проявления и копингования сильных негативных переживаний, которые могут влиять на развитие ПТСР;
  • активация естественных механизмов самоисцеления, адаптация к новым обстоятельствам – заключается в поощрении и укреплении позитивных сдвигов в состояниях детей, активизации природной среды самоисцеления (общение со сверстниками, посещение кружков по интересам, благоприятствующего досуга с семьей, занятия творчеством и т. п).

В целом наиболее успешными техниками, которые зарекомендовали себя в работе с детьми, подвергшимся воздействию тяжелых стрессовых факторов, оказались техники телесно ориентированной психотерапии, арт-терапии (рисование, лепка из пластилина и глины), песочной психотерапии, игровой психотерапии,  кататимно-имагинативной психотерапии.

Кататимно-имагинативная психотерапия (по-немецки: Katathym Imaginative Psychotherapie, KIP) — психодинамический психотерапевтический метод, который был основан немецким психотерапевтом, доктором медицины Х.Лейнером в 40-50 годах прошлого века и который, показав высокую эффективность в психотерапии невротических расстройств и психосоматических заболеваний взрослых и детей, в 1995 году был внедрен в психотерапию как научно обоснованный метод. Главным признаком метода является работа с так называемыми «снами наяву».

Название метода указывает на зависимость имагинативных процессов от эмоций и аффектов (в переводе с греческого Kata — соответственно, согласно; Thymos — душа, то есть эмоциональность), следовательно, слово «кататимная» означает соответственно душе, отражая душу, и указывает на глубинные психологические источники эмоциональных переживаний, а слово «имагинативная» подчеркивает образный характер психотерапевтически индуцированного мира переживаний. Относительно метода широко используется также название «символдрама» (Symboldrama).

Кататимно-имагинативная психотерапия является целостной и вместе с тем иерархически построенной системой методов, которая обеспечивает практическое сопровождение сновидений наяву и их теоретическое осмысление в рамках концепций классического и современного психоанализа.  Из известных ныне направлений имагинативной психотерапии кататимно-имагинативная психотерапия (КИП) считается наиболее систематизированным и технически организованным методом [7], который предусматривает две основные психотерапевтические процедуры: осуществляемую при поддержке психотерапевта активацию переживаний клиента за помощью кататимных имагинаций и последующая их когнитивная обработка в соответствии с глубинно-психологическими концепциями.  При этом основной принцип, по которому «работает» КИП, усматривается в том, что возникновение оптических феноменов в руководимых сновидениях наяву есть проективным процессом, который соответствует первоначальной способности человека спонтанно изображать в символично-образной форме свои внесознательные душевные состояния [5]. Это дает широкий простор в работе с детьми в ходе рисования, в песочной терапии, в работе со сказками, историями нарративами, ассоциативными картами и т.п. Вот несколько примеров использования мотивов в работе педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Работа с мотивом «Три дерева».  Подросток Е. 14 лет. Три месяца назад умерла мама после продолжительной болезни, начало которой совпало с началом войны и прогрессировала особенно явно последние 3 года. В начале нарисовал два дерева и куст.

Деревья - тополь и “тоже тополь, но другой” (рис 1.). Тополь ассоциирует с собой. Контур ствола прорисован не четко и мягко заштрихован. Подросток 14 лет. Потеря близкого человека.

Коричневыми и неуверенными темно зелеными штрихами “покрыт мхом”, по центру ствола дупло. Это свидетельствует о пережитой травме, неотреагированном горе, которое “зарастает мхом”. При яркой, молодой весенней зелени, ствол выглядит выцветшим. При внешнем благополучии стагнации эмоционального отреагирования. Второе дерево связано с материнской фигурой. Ствол тонкий, черный, траурный, неустойчивый и всей кроной тянется к тополю. Между ними “просто куст”, который разделяет их. Примеряя роль садовника, подросток активирует внутренние ресурсы и не просто поливает тополь, а устанавливает колодец, который выглядит темным пятном, прорисован черным карандашом сруб и барабан для подъема ведра, а ручки нет. Вода, как материнский символ недоступна. В прорисовке, злость и агрессия связанные с невозвратимостью. Возле дупла появляется птичка, развернутая в сторону материнского дерева и “поет грустную песню”, на символическом уровне оплакивая потерю. Чтобы защитить дерево, подросток рисует забор. Не смотря на яркость, он имеет черный контур и символизирует показное спокойствие и даже веселость, когда душа наполнена горем. При обсуждении рисунка подросток начинает осознавать защитные механизмы и позволяет себе слезы, которые повторяются на протяжении трех последующих встреч. После этого, по его словам, “стало легче дышать”.

Мальчик Д. 8 лет (2 класс). Уже упоминалось о том, что при ведении мотива, психотерапевт задает направление, в котором может осуществляться имагинация, но ничего не навязывает, а следует за клиентом. Так было и в этом случае. Родители решили переехать из района близкого к зоне военного столкновения и перевести ребенка из школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи в обычную школу. Адаптация пошла крайне сложно. Мальчик замкнулся, плакал, речевая активность уменьшилась (только отвечал односложно на вопросы или качал головой). Через месяц он вернулся в школу-интернат. Три года назад во время плотного обстрела города семья уже выезжала под обстрелами из города и тогда представление о переезде связалось с сильным страхом. Мотив задавался как три дерева, а далее двигался по правилам ассоциативной ступени и проводился в формате рисования (рис. 2). В начале было изображено дерево, черное тяжелое небо. Осень, пожелтевшая крона коррелируют с эмоциональным истощением, дождь передает слезы, сопровождающие его весь последний месяц.

Черное дупло в центре ствола говорит о пережитой травме, которая активизировалась и укрупнилась (черный контур, выходящий за рамки ствола, т.е. эмоциональное напряжение больше, чем ребенок мог выдержать. Появление садовника - красной фигурки справа активизирует внутренние ресурсы психики. Он поливает, подкармливает дерево и в дупло кладет горсть земли, “чтоб проросло”. Вытеснение родительских фигур — это скрытая агрессия на них за решение о переезде, которое они реализовали и которое пугало его. После манипуляций с деревом мальчик нарисовал цветок слева, “чтоб был не один”. Это указывает на готовность открываться, понемногу выходить в коммуникацию. Через несколько дней логопеды отметили начало возвращения речевой активности на занятии до нескольких слов и простых предложений.

Проработка отношений в семье. Мальчик С. 8,5 (3 класс) лет (рис. 3) из интеллигентной мало эмоциональной семьи. Мама строга, речь правильная, четкая, официозная. Папа “важный начальник”. Мальчик изображает в мотиве “Три дерева” рисует деревья зимой, покрыты тонкой корочкой льда и обледенелые ветки, указывает на нехватку тепла в отношениях.  В таком случае психотерапевт выполняет функции «контейнера» и фасилитатора – помогает удержать и проработать переживания, наладить удобную коммуникацию между членами семьи.

Мама в ходе консультации смогла осознать, потребность ребенка в более теплых отношениях, проработала свои защиты и начала менять стиль общения с сыном. И на рисунке сына, сделанном через три недели, и в общем настроении, и в деталях, отмечается потепление в отношениях (рис. 4). На втором рисунке только два дерева. Мальчик, по-прежнему, вытесняет отцовскую фигуру, злясь на него, т.к. он не участвует в этом “потеплении”, но у злости появился объект, и он может ее проявлять в рисунках в песочнице, не попадая в зону невозможности. Логопеды к этому времени отмечают снижение уровня логоневроза (запинок в речи)

Работа с мотивом «Безопасное место». Образ Мальчика Т. 10 лет (4 класс). Семья живет в районе, где часто слышны разрывы. Мальчик видел последствия разрывов. Во время разрывов прятался с семьей. Перепады настроения, агрессивные проявления по отношению к одноклассникам. Ничего говорить о себе не хотел. Согласился рисовать (рис. 5).

Неструктурированные росчерки по листу двух цветов, с нажимом, импульсивно. Когда закончил, назвал “Взрыв”. Рисунок коррелирует его психическому состоянию. Постоянный страх - синий и клубок красного, с нажимом - злость, агрессия. Далее был предложен мотив “Безопасное место”. После длительного расслабления, мальчику удалось символизировать красное бесформенное пятно  в большой воздушный шар, на котором он улетает далеко (рис. 6). Что указывает на позитивную динамику, соответствует реализации желания снять напряжение, набраться сил. На этом этапе он начинает больше говорить в процессе рисования и даже называть некоторые свои состояния: «Я боялся…», «Я замер… как камень». В общении с одноклассниками становится терпимее, он чаще замечен в коллективных играх, возвращается терпимость к проигрышу.

Важно отметить, что психотерапевтическая работа с детьми в рамках глубинно ориентированного направления осуществляется благодаря символической функции психической деятельности, которая открывает возможность коррекции на глубинном уровне, позволяет влиять на внутренние характеристики тревожных, травматических состояний, не включая обучающихся тяжелый для них интеллектуальный аналитический процесс. Обучающимся всех возрастов нравится в ходе коррекционного занятия фантазировать, рисовать не акцентируя внимание на травматическом материале.  Случаев, когда ребенка невозможно было бы вовлечь в психотерапевтический процесс в моей практике не было.

Коррекция тревоги, стресса, тяжелых травматических состояний в ходе психотерапевтического процесса КИП так же позволяет проработать ранние тревожные состояния, связанные с взаимоотношениями со значимыми лицами (родителями, сиблингами и др.).

Литература.

1. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуацих/ А.А. Осипова – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 315 с.;
2.  Психоаналитические термины и понятия: словарь / [ред. Барнесса Э. Мура, Бернанда Д. Файна; перев. с англ. А. М. Баковикова, И. Б. Гриншпуна, А. Фильца]. -М.: Независимая фирма «Класс», 2000. —304 с.;
3. Гребинь Л.О. Некоторые аспекты психодинамической диагностики актуального уровня функционирования структуры личности / Людмила Гребинь // Форум психиатрии и психотерапии: Научно-практический журнал. – Том 7. – Л., 2012 – С.41-60
4.  Психологическая помощь в кризисных ситуациях – [Электронный ресурс] – / Режим доступа: http://www.amerahi.ru/articles/index.php?article=21 – название с экрана;
5.  Лёйнер Х. Кататимное переживание образов / Ханскарл Лейнер. – М. : Эйдос, 1997. – 286 с.
6. Психологический словарь. — [Электоронный ресурс]. —http://testme.org.ua/glossary/item/432 — название с экрана.
7. Обухов Я. Основы символдрамы. Вступление к основной ступени / Яков Обухов. – К.: Главник, 2007. – 112 с.
8. Психологический словарь. — [Электронний ресурс]. —http://testme.org.ua/glossary/item/432 — название с экрана.
9. Чуприкова А.П., Пилягина Г.Я., Войцех В.Ф.. Глосарий суицидологических терминов. – Киев, 1999.
10. Обухов Я.Л. Символдрама : Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков / Яков Обухов – М. : Эйдос, 1997
11. Стотленд Э. Стресс (Stress). — Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под.ред. Р. Карсини, А. Ауренбаха. — СПб. : Питер, 2006. — С. 869-870.
12.  Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Ганс Селье. — М. : Медгиз, 1960. — 254 с.
13. Селье Г. Стресс без дистресса / Ганс Селье. — М. Прогресс, 1982. — 124 с.
14.  Омельченко Я.М., Кисарчук З.Г. Психологическая помощь с тревожными состояниями / Янина Омельченко, Зоя Кисарчук. – К. : Шк. свит, 2008. – 112 с.
15. Тарабрина Н. В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч.1 Теория и методы / Н.В. Тарабрина, В.А. Агарков, Ю.В. Быховец и др. — М. : Изд-во «Когито-Центр», 2007. — 208 с.
16. Фридман М. Дж. Посттравматическое стрессовое расстройство. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под.ред. Р. Карсини, А. Ауренбаха. — СПб. : Питер, 2006. — С. 869-870.
17.  Хорн Г. Шесть этапов развития ребенка в зеркале символдрамы / Гюнтер Хорн // Символ и драма. – 2000. – № 5. – С. 12-25
18. Крупник Е.П., Лебедева Е.Н. Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости // Психологический журнал. 2000. Т. 21, №6. С. 12-23
19. Дарвиш О.Б. Психологическая устойчивость как базовая характеристика личности //Сибирский педагогический журнал. 2008. №7. С. 362-370.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены