РАЗРАБОТКИ
|
Проектная деятельность на уроках информатикиЕсли я задам вам вопрос: «О каком школьном предмете идёт речь? Это один из самых молодых предметов, его содержание постоянно обновляется, его практическую значимость трудно переоценить, он вооружает учащихся знаниями и умениями, необходимыми для изучения других школьных дисциплин, он готовит выпускников школы к жизни в информационном обществе». Я думаю, вы со мной согласитесь, что речь идёт об информатике. Как учитель информатики я столкнулась со следующей проблемой: с одной стороны современные дети способны очень быстро осваивать разные технологические новинки, программные средства, с другой – испытывают большие трудности при работе с информацией, умении работать в команде, умении представить информацию. Я окунулась в поиск приёмов и методов, которые бы разрешили это противоречие, сделали бы мой труд и труд моих учеников максимально результативным, интересным, удовлетворяющим запросам современных учеников и современного общества. Опираясь на теоретические аспекты:
Я работаю над проблемой: Формирования информационно - коммуникативных компетенций и развитие творческих способностей школьников на уроках информатики через проектную деятельность. Актуальность и социальная значимость применения проектной технологии на уроках информатики заключается в следующем: В современном обществе востребованы люди, способные к самообразованию и саморазвитию, которые могут быстро приспособиться к меняющимся трудовым условиям. Выпускник должен быть готов к тому, что ему в течение всей жизни придётся учиться, изучать новую технику, овладевать новыми технологиями, повышать свою квалификацию, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. Сегодня на первый план наряду с общей грамотностью выступает умение выпускников работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений. Образованный человек в современном обществе − это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации [2]. Ориентируясь на глобальные цели системы образования, и учитывая специфику преподаваемого мной предмета, определяю цель: Подготовить выпускников школы, способных адаптироваться в быстро меняющемся мире путём овладения информационными технологиями через проектную деятельность. Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи:
Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить», − вот основной тезис современного понимания метода проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления [3]. В концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования проектная деятельность учащихся рассматривается не только как технология, но и как содержание обучения, так как она в большей степени, чем многие другие технологии побуждает учащихся проявлять способности:
Из опыта работы Осмысление накопленного опыта, анализ методической литературы, современных УМК по информатике, позволили мне разработать собственную методическую систему работы по применению проектной технологии на уроках информатики. Проектная деятельность на уроках информатики, как и на других предметах, должна соответствовать содержанию программы образования. Поэтому при составлении своего тематического планирования в начале учебного года, я выделяю разделы, которые будут вынесены на «проектирование», изучаю и анализирую возможности учащихся, продумываю темы проектов. Изучение разделов информатики строю так, чтобы на зачётном уроке обучающимися были представлены проекты, в которых отражались бы приобретенные знания и умения по теме. В таблице 1 представлены проекты, которые выполняются учащимися в течение прохождения одного раздела программы и выставляются на защиту по окончанию изучения этого раздела. Таблица 1
За время работы по методу проектов я могу с уверенностью сказать, что именно урок информатики даёт широкие возможности и для осуществления проектов в рамках одного урока по ходу изучения раздела программы. Такие проекты представлены в таблице 2. Таблица 2
Тематика проектов может изменяться в зависимости от учёта учебной ситуации, интересов и способностей обучающихся, а также она может быть предложена и самими учениками. Проведению мини-проектов на уроках информатики способствуют следующие факторы: 1) поиск информации для выполнения проекта из различных источников (учебник, электронный учебник, сеть Интернет, журналы, энциклопедии и т.п.); 2) совмещение поиска информации в сети Интернет с оформлением готового продукта; 3) широкое использование различных сетевых возможностей:
4) возможность дистанционного координирования проектов; 5) широкая возможность представления готового продукта, как результата проекта (рисунок, презентация, сайт, буклет, фотоколлаж, видеоролик и т.д.). Несмотря на продолжительность проектов, я выделяю следующие этапы работы над проектом. Таблица 3
За годы работы мной апробирована методика создания учебных проектов различного характера: творческих, информационных, исследовательских, социально-значимых, сетевых. Выполняем проекты не только монопредметные (по информатике), но и межпредметные. Примеры проектов приведены в таблицах 4, 5. Таблица 4. Типология проектов по предметно-содержательной области
Таблица 5. Типы проектов по доминирующей в проекте деятельности
При работе над проектами использую таблицы ЗИУК (Знаю – Интересуюсь – Узнал – Как узнал). Перед началом работы над проектом ребята заполняют первый столбец таблицы «Что я знаю по данному вопросу?». Второй столбец таблицы «Чем я интересуюсь?» − это пробуждение интереса к новой информации заполняется на «стадии осмысления». По окончанию работы над проектом заполняются столбцы «Что удалось узнать?», «Как я это узнал?». Такой приём позволяет активизировать имеющиеся знания обучающихся и установить их личное отношение к вопросам, на которые предстоит дать ответы, даёт возможность ученикам выстроить смысловую цепочку из того, что знали и чему научились в ходе работы над проектом, учителю помогает организовать и проконтролировать деятельность учащихся. Важное место в работе над проектом занимает его защита. Необходимо научить детей выступать перед аудиторией, кратко и понятно излагать основные положения работы, отстаивать свою точку зрения. Для того чтобы ученики могли грамотно выстроить защиту своих проектов, использую опорные таблицы с кратким планом защиты. При этом у каждой команды таблица индивидуальная. Опорная таблица может меняться в зависимости от типа проекта. Таблица 6. Опорная таблица для защиты исследовательского проекта «Символы вокруг нас»
Таблица 7. Опорная таблица для защиты творческого проекта «Слайд-шоу «Город-герой»
Мною разработаны и корректируются в зависимости от типа проекта критерии оценивания проекта и критерии защиты проекта. Применение проектной технологии на уроках информатики позволило:
В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии на уроках информатики делаю следующие выводы:
ЛИТЕРАТУРА
Всего комментариев: 1
1
rf7tyntr • 14:25, 04.06.2017
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены