РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Место школьного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в рамках национального проекта "НАША НОВАЯ ШКОЛА"

План

1. Вступление 

2. Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках национального проекта «Наша новая школа». 

а) Федеральный компонент образовательного стандарта по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности. 

б) Проектная деятельность в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности». 

3. Заключение. 
 

1. Введение. 

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежения к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.). 

Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами. 

Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения граждан страны является общешкольной задачей, которая решается при изучении всех школьных предметов, но главная роль принадлежит школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). 

2. Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках национального проекта «Наша новая школа». 

Изучение основ безопасности жизнедеятельности помогает учащимся более полно понять процессы, происходящие в современном мире с учетом существующих факторов риска для безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства: осознать свое предназначение в области безопасности и сформировать нравственные ориентиры личного поведения, способствующие повышению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния «человеческого фактора». 

Обучение основам безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе предусматривает решение следующих задач: 

  • усвоение учащимися знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о влиянии их послед-ствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; 
  • формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения факторов риска для жизни и здоровья человека, возникающих в процессе его жизнедеятельности; 
  • развитие у учащихся личностных духовно-нравственных и физических качеств, обеспечивающих им адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребности в соблюдении норм здорового образа жизни и выполнении требований, предъявляемых к гражданину России в области безопасности жизнедеятельности; 
  • формирование у учащихся морально-психологических и физических качеств, необходимых гражданину Российской Федерации для выполнения обязанностей военнослужащего при прохождении военной службы по призыву или по контракту в Вооруженных силах РФ или других войсках. 

Реализация указанных учебных целей и задач курса ОБЖ возможна при соответствующем содержании курса. В основу отбора содержания курса ОБЖ положены следующие педагогические принципы: 

  • непрерывность обучения с 5-го по 11 -и класс с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного учебного плана; 
  • единство содержательной и процессуальной сторон обучения; 
  • постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащимся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы соответствовал принятому в Российской Федерации; 
  • интеграция содержания основ безопасности жизнедеятельности с содержанием других школьных предметов, теоретические знания из которых используются при изучении курса ОБЖ; 
  • разделение учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, региональный уровень обеспечивает повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом региональных особенностей (это учитывалось при разработке рабочей учебной программы); 
  • формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности как составной части общечеловеческой культуры. 

Реализации этих задач в полной мере способствует дальнейшее совершенствование и развитие курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках национального проекта «Наша новая школа». 

Одним из направлений приоритетного национального проекта «Образование» является оснащение школ современным учебным и учебно- 
наглядным оборудованием. Основными целями этого направления являются внедрение современных образовательных технологий и повышение качества школьного образования, в том числе и комплектация кабинета ОБЖ и ОВС, разработанная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. 

Применение современных мультимедиа-технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулирует познавательный интерес на уроках ОБЖ и ОВС. Подготовка учащейся молодежи к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, одна из приоритетных задач нашего государства. 

Поэтому, на мой взгляд, целью преподавания курса ОБЖ в школе, является формирование у школьников правильного понимания смысла жизни, своего места и роли в ней, овладение ими приемами и способами самосовершенствования и основами обеспечения безопасности жизнедеятельности, получение практических навыков поведения в сложных ситуациях, исходя из собственных сил и возможностей. 

Иными словами преподавание курса ОБЖ в школе направлено на подготовку физически, духовно и морально развитых людей, способных обезопасить свое существование в этом непростом мире, осознающих свое место и роль в жизни, понимающих ее смысл и готовых к труду на благо себя, своей Родины и других людей, исходя из собственных сил и возможностей. Формирование у обучающихся системных знаний, умений и навыков обеспечивать здоровье и безопасность, оценивать и строить свою жизнедеятельность с позиций собственной безопасности в среде обитания возможно за счет вариативного подхода к образованию по ОБЖ, адаптированного к специфике образовательной деятельности и формирования содержания тематических направлений. 

А) Федеральный компонент образовательного стандарта по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» разработан в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования и применяется в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. 

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования к учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» введен как обязательный предмет в основной общеобразовательной школе в 2012 году и имеет три стандарта: для основной школы, для старшей школы на базовом уровне (34 часов в год), для старшей школы на профильном уровне. 

Каждый из стандартов включает: 

  • цели; 
  • обязательный минимум содержания основных образовательных программ; 
  • требования к уровню подготовки выпускников. 

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» реализует основные положения федеральных законов и других нормативно-правовых актов в области безопасности. 

Основные цели и задачи в преобразовании и дальнейшем развитии ОБЖ на всех ступенях образования определяются исходя из потребности в организации целенаправленного, непрерывного обучения в области безопасности жизнедеятельности, в соответствии с направлениями модернизации общего образования. 

При этом немаловажную роль играет планирование учебного процесса, при котором анализируются действующие образовательные программы и учебные издания, изучаются методическая литература, наглядные и учебные пособия, различные справочные и статистические данные, а также ведомственные рекомендации по тематике ОБЖ. Наряду с традиционными источниками информации мною активно используется Интернет для дополнительных материалов по правилам поведения в экстремальных и опасных ситуациях, данные о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера за последнее время в России и за рубежом. 

Это способствует формированию у обучающихся системных знаний, умений и навыков обеспечивать здоровье и безопасность, оценивать и строить свою жизнедеятельность с позиций собственной безопасности в среде обитания возможно за счет вариативного подхода к образованию по ОБЖ, адаптированного к специфике образовательной деятельности и формирования содержания тематических направлений. 

Взяв за основу авторскую программу «Комплексная учебная программа для 5 – 11-х классов общеобразовательных учреждений» А.Т. Смирнова доцента кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии ПКиППРО, к.п.н. и Б.О. Хренникова заместителя главного редактора, ОАО «Издательство «Просвещение», добавив региональным компонентом изучение «Правил дорожного движения», тем военно-патриотического воспитания и тем по противодействию идеологии терроризма и экстремизма, согласно письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2011 года № СМ-477/08, получил рабочую программу по которой работаю. При этом сохранил модульную структуру программы. 

Рабочая программа «Основ безопасности жизнедеятельности» позволяет не только выработать привычки здорового образа жизни, стать самостоятельным и физически развитым человеком, но также научит: 

  • своевременно выявлять признаки потенциальной опасности и, по возможности, устранять ее даже в тех случаях, когда окружающие не замечают никакой угрозы; 
  • более четко и полно представлять характер грозящих опасностей, предвидеть возможные варианты развития событий; 
  • принимать правильные меры по самоспасению и оказанию помощи другим людям; 
  • действовать более уверенно и решительно в любой сложной обстановке, не повторяя чужих ошибок, не чувствуя себя заложником чрезвычайной ситуации. 

Как сказал один мудрец: «Если вы не знаете родного языка, то в худшем случае над вашей ошибкой в письме посмеются; если вы не знаете математики, то в худшем случае при вашей ошибке вас обсчитают на рынке, но если вы не знаете правил выживания, то здесь ошибка может стоить вам очень дорого - Вашей жизни». 

Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» опирается на лучшие традиции воспитания и обучения учащихся в соответствии с современными психолого – педагогическими ориентирами и с использованием различных форм и методов организации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. 

Успешная ее реализация зависит от следующих основных направлений: 

  • повышение квалификации педагога в вопросах формирования личности безопасного типа и охраны здоровья учащихся;
  • нормализация учебной нагрузки и соблюдение физиологических требований к организации учебного процесса; 
  • введение инновационных технологий, направленных на сохранение здоровья и обеспечение личной и общественной безопасности. 

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в целом направлен на формирование культуры учащихся в области безопасности жизнедеятельности, воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; военно-патриотическое воспитание. В национальной доктрине образования в РФ среди основных целей и задач образования первой названа воспитание патриотов России и гражданско-правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственности. 

В связи с этим основной целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования гражданина – патриота через сочетание урочной и внеурочной деятельности в курсе ОБЖ. 

Военно - патриотическое воспитание реализуется в комплексе форм:

  • патриотического воспитания (урочная деятельность); 
  • военно-прикладная направленность (внеурочная деятельность); 
  • оборонно-спортивная направленность. 

Разнообразные формы патриотического воспитания как в урочной так и во внеурочной деятельности способствуют: 

  • формированию патриотических чувств и сознания у детей и юношества; 
  • возрождению у молодого поколения традиционных моральных ценностей; 
  • воспитанию социально-активной личности. 

С целью более качественной подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах, на изучение раздела «Основы военной службы в 10-х – 11 –классах» на базовом уровне в лицее дополнительно вводится за счет регионального компонента еще по 1 часу занятий в неделю (68 ч в год), благодаря этому более детальному изучению подлежат следующие образовательные направления: 

  • правовые основы организации обеспечения безопасности и защиты населения; вопросы государственного и военного строительства Российской Федерации (военные, политические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации в структуре государственных институтов); Российского государства, дни воинской славы в истории России); 
  • военно-правовая подготовка (правовые основы защиты государства и военной службы, воинская обязанность и подготовка граждан к военной службе, правовой статус военнослужащего, прохождение военной службы, воинская дисциплина); государственная и военная символика Вооруженных Сил Российской Федерации (символика Вооруженных Сил Российской Федерации, ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. 
  • практической направленности предмета, где особое внимание уделяется тактической, огневой, общефизической подготовке, изучению химической и радиационной безопасности в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения. 

Для преподавания предмета ОБЖ на базовом уровне в старшей школе мною успешно используются учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11классов (авторы А.Т. Смирнов , Б. О. Хренников, издательство «Просвещение», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» для 10-11 классов (авторы А.Т.Смирнов и др., издательство «Просвещение»). 

Б) «Проектная деятельность в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности». 

Проектная деятельность в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» заключающуюся в разработке методологии получения знаний и практических навыков учащимися при действии в повседневной жизни, особенно при нахождении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. 

Методологическое становление базируется на таких аспектах, как:

  • коммуникативные компетенции: 

а) умение работать в команде; 

б) умение вести диалог и отстаивать свою точку зрения; 

  • получение знаний учащимися по исследуемой теме с использованием проектных технологий по моделированию реальной обстановки (в школе и на улице). Это: проведение уроков по пожарной безопасности с приглашением реальных пожарных расчетов, действующих на реальных объектах; проведение дней «Защиты детей», туристических слетов и военно-спортивных игр «Зарница»); 
  • информационно-коммуникативные компетенции – проектирование деятельности педагога, направленное на получение учащимися качественных знаний по предмету; 
  • моделирование ролевых игр; проектная деятельность (умение составлять план действий в экстремальной ситуации); 
  • модель сочетания индивидуального и коллективного творчества учащихся (урок-игра, урок-диспут, урок-семинар и пр.); 
  • воздействие на чувства учащихся и вовлечение их в творческий процесс на уроке; 
  • последовательное, преемственное из класса в класс (с 5 по11 классы) изучение вопросов экологической безопасности, основ здорового образа жизни, чрезвычайных ситуаций и их воздействия на человека (в том числе учащихся), отработка практических навыков и действий в опасных и экстремальных ситуациях при автономном нахождении человека в природных условиях. 

В ходе реализации проектной деятельности учащиеся смогут совершенствовать свои знания, умения и навыки при:

  • возникновении опасности в природных условиях и техногенных авариях; 
  • организации деятельности в экстремальных условиях, составлении плана действий и поэтапного его выполнения; 
  • заблаговременном изучении необходимой информации, в том числе при использовании инновационных технологий и Интернет-ресурса, по решению проблем, связанных с экологической безопасностью человека, возникающей в экстремальных ситуациях, угрожающих здоровью и жизни подростка. 

Моя педагогическая деятельность, как преподавателя курса ОБЖ, направлена на изучение и овладение современными педагогическими технологиями, позволяющими изменить методы организации образовательного процесса и содержания образования школьников.

Метод включает в себя новые инновационные технологии по следующим основным направлениям:

  1. Педагогический процесс, как условие развития личности, - целостная конструкция, включающая в себя единство процессов обучения, воспитания и образования. 
  2. Школьник, как активный субъект педагогического процесса, включен в систему разнообразных общественных отношений таких, как идентификация, индивидуализация и персонализация. 
  3. Предмет ОБЖ, как средство педагогического процесса, ориентированного на формирование личности, в сновании которой лежит деятельность по обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих. 
  4. Дальнейшая работа по совершенствованию проектной деятельности, широкое вовлечение старших школьников в процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности поможет решить основную задачу - подготовку детей к безопасному поведению и формирование устойчивости к кризисным ситуациям . 


3. Заключение 

В свое время главным учителем по безопасности жизни и здоровья человека было язычество (народная педагогика), которое помогло людям занять свое 
место среди мира природы. Там не было ничего лишнего, и человек находил ответы на все свои вопросы, так или иначе, используя божественные силы. Если бы человек игнорировал опасности и не учился на ошибках, то нас с вами сейчас бы не было. Теперь, когда человек по большей части борется с собой, знания ОБЖ так же необходимы, как и нашим предкам. Если будут даваться знания действительно востребованные, тогда, возможно, мы сможем вырастить достойную смену, которая будет готова жить в современном мире и развивать в себе духовные и физические качества, необходимых в повседневной жизнедеятельности и в ведении здорового образа жизни . 

Предмет ОБЖ, как средство педагогического процесса, ориентирована на формирование личности, в основании которой лежит деятельность по обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены