РАЗРАБОТКИ
|
Проектная деятельность как фактор становления социальной активности инвалидов трудоспособного возраста с ограниченными возможностями здоровьяДля реабилитантов стационарного Реабилитационного центра УСО ПНИ-10, где проходят реабилитацию граждане трудоспособного возраста с ограниченными возможностями здоровья, неприемлема оценка с помощью стандартизированных тестов: она не может отражать в полной мере реальный уровень достижений реабилитантов, а достижений у них достаточно много и находятся они в разных областях деятельности. Каждый внутри достаточно замкнутой системы стационарного учреждения знает о том, что тот или иной воспитанник занимается тем или иным делом. Но эти знания носят разрозненный характер. Обобщить индивидуальные достижения воспитанника поможет реабилитационное портфолио или папка достижений. Проблема – фиксация достижений реабилитантов. Гипотеза: социально-педагогические проекты могут быть средством повышения эффективности реабилитации лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями, если
Если проект решает педагогические задачи, направленные на
Формирование реабилитационного портфолио – задача практико-ориентированная, и для ее решения я выбираю в качестве методологической основы диалоговую концепцию М.М. Бахтина –В.С. Библера, коммуникативную парадигму развития личности Н.Б. Жиенбаевой. Парадигма межличностного общения (с ориентацией социального педагога на собеседника-реабилитанта) вместе с парадигмой педагогического сотрудничества (когда реабилитант получает социально-педагогическую поддержку в решении социально значимых для него проблемах) образуют фундамент того процесса, который обозначается термином «личностно-ориентированное обучение» (Жиенбаева Н.Б., 2006). Примером проектной деятельности в РЦ УСО ПНИ-10 может быть:
Реабилитационное портфолио (папка достижений) воспитанника РЦ позволяет показать все его достижения в социальной, коммуникативной, трудовой и досуговой сферах. Педагогическая значимость реабилитационного портфолио состоит в смещении акцента с того, что реабилитант не умеет и не знает, на то, что он умеет в различных сферах жизнедеятельности. В обобщенном виде реабилитационное портфолио (папка достижений) воспитанника РЦ – форма сбора информации об учебно-познавательной, трудовой и досуговой деятельности реабилитанта РЦ УКСО ПНИ-10 на протяжении какого-либо периода (например, учеба в каком-то конкретном классе) или всех лет реабилитации. Всесторонний индивидуальный мониторинг комплексной реабилитации воспитанника РЦ позволяет выполнить:
Задачи Технологии формирования реабилитационного портфолио (папки достижений) воспитанника РЦ
Разделы (рубрики) реабилитационного портфолио (папки достижений) воспитанника РЦ:
Для реабилитантов с ограниченными возможностями наиболее подходящей будет модель комплексного реабилитационного портфолио (папки достижений) воспитанника РЦ. Структура Технологии формирования реабилитационного портфолио:
АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ Апробация Технологии формирования реабилитационного портфолио (папки достижений) воспитанника РЦ УКСО ПНИ-10 проводится в период с 2008 года на базе реабилитационного центра УКСО ПНИ-10 социальным педагогом с привлечением воспитанников, педагогов РЦ и работодателей воспитанниц, которые трудятся в открытом рынке труда. Основной метод фиксации результатов (включенное наблюдение) позволил сделать следующие выводы:
Таблица 1 ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕАБИЛИТАНТОВ
ВЫВОДЫ Основным результатом применения Технологии формирования реабилитационного портфолио являются личностные качественные изменения реабилитанта в СЭН (сфере эстетических и нравственных качеств личности): отношение к результатам своей трудовой и досуговой деятельности как к значимым - «Я могу», «Я нужен», «Мои творческие работы нравятся», «Мой труд важен»; в СПД (действенно-практической сфере): активное взаимодействие со специалистами РЦ в процессе сбора документов и материалов для портфолио; закрепление потребности в труде, усердного отношения к выполняемой работе; формирование СУМ (самоуправляющих механизмов личности): повышение самооценки, удовлетворение потребности в самоутверждении; закрепление социальных установок на добросовестный труд, приобретение новых социальных компетентностей и освоение новых социальных ролей. Отмечены новые социальные навыки, которые формируются у воспитанника на этапах сбора материала, формирования реабилитационного портфолио (папки достижений), презентации портфолио. Степень участия того или иного воспитанника в формировании портфолио может быть различной, также как и степень самостоятельности в подготовке и проведении презентации: это может быть монологический (заранее подготовленный с помощью социального педагога) рассказ о себе либо ответы на вопросы социального педагога и других участников презентации. Каждый из участников апробации освоил (или освоит) новую социальную роль – презентующего свои достижения, осознал (или получит такую возможность) ценность своей индивидуальности, а участники презентации получили (либо получат) представление о возможных вариантах выстраивания жизненного пути и реабилитационного маршрута. Немаловажным является мотивация воспитанников РЦ на овладение ЗУН (навыками самооценки результатов своей трудовой деятельности, знаниями о важности своего труда и т.д.), обеспечивающими в дальнейшем успешность в трудовой общественно значимой практической (трудовой либо художественно-прикладной) деятельности, в том числе при трудоустройстве на работу в штат ПНИ-10 или в открытый рынок труда, для поступления в ПРЛ и получения специальности, а также для самостоятельного проживания вне стационарного учреждения.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Как воспитывать ребенка, чтобы им гордиться? Что делать родителю, если у ребенка нет друзей. Как помочь и как не навредить? Список учебных принадлежностей для учащихся 4 класса. Памятка для родителей по преодолению и профилактике интернет-зависимого поведения. Советы родителям, заинтересованным в успешной сдаче экзаменов своими детьми |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены