РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проектно-исследовательская деятельность в обучении и ее достоинства

Система образования, которая существует в современном мире, сталкивается с тем, что темпы и содержание изменений, происходящих не только в самой системе образования, но и вокруг достаточно высоки. В связи с этим школа должна подготавливать учащихся, направленных на формирование такого человеческого потенциала, который будет конкурентоспособен в современном мире, умеющих самостоятельно организовать свою деятельность, а так же свободно ориентироваться в информационном пространстве.

Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход, ведущий к формированию ключевых компетенций школьников. И наиболее эффективно его можно осуществлять за счёт использования новых образовательных технологий, а именно, на уроках биологии использование проектной деятельности с элементами исследования становится все более актуально.

Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования). Теоретически, организация проектной и проектно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических [3].

Любой педагогический коллектив должен осознавать проектно-исследовательскую деятельность учащихся как неотъемлемую часть, а также отдельную систему в образовании и одним из важнейших направлений. При реализации на практике проектно-исследовательской деятельности изменяется положение учителя в системе образовательной деятельности, он из носителя готовых знаний, становится организатором данной деятельности своих школьников.

Роль учителя на разных этапах выполнения работы, направленной на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата меняется. Необходимо отметить, что внедрение данных способов и форм изучения нацелено на побуждение школьников к практической активности. Учителю приходится менять вектор собственной учебно-воспитательной работы, а так же работы учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, здесь приоритетный характер носит творческая, исследовательская и поисковая деятельность и при этом происходят перемены и в психологическом климате в классе. В результате более это приводит тесному общению между собой и с учителем и внутри класса складываются творческие коллективы.

В процессе работы у учеников формируются ключевые компетенции, которые в «Федеральной концепции модернизации российского образования» определены как система универсальных знаний, умений, навыков, а так же как опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. И включение этих компетенций в процесс образования позволяет разрешить проблему традиционной системы образования, которая не способна качественно решать задачи, стоящие перед современной школой, поэтому значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию детей. И в рамках задачи популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодежи предполагается предоставление опций и создание условий для личностного развития детей и молодежи [1].

Главными достоинствами проектно-исследовательской деятельности являются:

Актуальность. Центральным действующим лицом становится учащийся и его активное участие, которое позволяет применять раннее полученные знания, а также самостоятельно их добывать.

Комфортная среда для процесса образования. Так как одним из факторов развития личности и ее самоопределения становится сотрудничество между учителем и учащимся, а также совместная работа между учащимися.

Мотивация обучения учащихся. Потому что не редко ученикам дается право выбора темы, которая выбирается с учетом их возможностей и интересов, допускается возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками. А это все помогает реализовывать творческий потенциал учащихся и в результате чего учитель решает некоторые задачи личностно-ориентированного обучения.

Формирование исследовательских компетенций, которые способствуют в будущем развитию личности. По мнению К. Н. Поливановой «эти способности формируются в разнообразных видах деятельности, часто за пределами школы. Школа может создать условия для развития таких способностей на материале учебных предметов, но в иной, чем в традиционный форме урок, в частности в исследовательской и проектной деятельности. Ее всестороннее развитие будет способствовать изменению российской школы» [2].

Литература

  1. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, распоряжение от 29 декабря 2014 г. n 2765-р.- с.4.
  2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. С. 21.
  3. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. ПРИКАЗ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены