РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Исследовательская работа "Поверья у нас одни..."

Руководитель:
Шамшиева И.С,
учитель русского языка и литературы

Введение
Однажды в качестве домашней работы к одному из уроков литературы, посвященного малым жанрам фольклора, нам было задано записать поверья, существующие в наших семьях.

Каково же было наше удивление, когда мы прочитали свои ответы и услышали ответы одноклассников. Оказалось, что основная часть поверий у нас одинаковая. Возможно, вы спросите: «Ну и что в этом такого удивительного?» А удивительное, действительно, есть. Наш класс – многонациональный. В нем учатся русские, казахи, чеченцы. Национальностей несколько, а поверия, как оказалось, одинаковые.

Тогда у нас и возникла идея изучить поверия наших семей и выяснить, есть ли в них различия.

Цель исследовательской работы – сравнение поверий наших семей и подтверждение мысли об их схожести вне зависимости от национального признака.

Задачи:

  • Изучить определение поверий в разных справочниках;
  • Выяснить историю возникновения поверий;
  • На примере книги В.И.Даля классифицировать поверья;
  • Записать и систематизировать поверья, существующие в наших семьях.

Объект: семейные поверья

Предмет: содержание поверий в семьях нашего класса

Гипотеза: несмотря на различия в национальной принадлежности наших семей, поверья по своему содержанию мало отличаются друг от друга.

Актуальность нашей работы в том, что проходят века, совершаются научные открытия, человек может объяснить многие явления природы, но продолжает верить в приметы и следует им, как это делал много лет назад, когда значительная часть того, что происходило вокруг, оставалась за гранью его понимания.

В процессе работы были использованы следующие методы исследования:

  • Изучение и анализ интернет-источников;
  • Сбор данных;
  • Анкетирование;
  • Анализ полученных данных. 

Глава 1.

1.1. Что такое поверье?

Для того чтобы иметь полное представление о том, что такое поверье, обратимся к научным источникам.

Свободная энциклопедия «Википедия» дает такое определение поверью: «…жанр фольклора, который часто выражается в повествованиях, традициях, ритуалах, пословицах и рифмах. Он также включает в себя широкий спектр поведения, выражений и убеждений» .

Викисловарь так определяет поверье: «убеждение, предание, идущее из старины и обычно основанное на суеверных представлениях» .

В толковом словаре Ожегова поверье – это «идущее из старины и живущее в народе убеждение, вера в примету».

«Предание, основанное на суеверии, убеждении в существовании мистических связей между явлениями» - такое объяснение поверью мы читаем в Современном толковом словаре русского языка под редакцией Ефремовой Т.Ф.

В Толковом словаре Ушакова Д. Н. поверье – это «предание, основывающееся на суеверных, мистических представлениях».
Обобщая информацию, можно сказать, что поверье – это убеждение, идущее из старины и основанное на суеверных представлениях.

1.2. История возникновения поверий

История возникновения народных поверий, примет и обычаев уходит в далекое прошлое, во времена языческих поверий. Люди пытались всячески защитить себя от могущественной и непознанной природы, когда оказывались перед страхом, который появляется от вещей, не имеющих логического объяснения. Люди искали закономерности, анализировали собственные наблюдения. Таким образом появились злые и добрые духи, плохие и хорошие приметы, начали появляться ритуалы и обычаи, призванные защитить и помочь выжить человеку в этом мире.

Неожиданные события в жизни, трагические и счастливые случайности русские крестьяне нередко объясняли происками мифологических существ. Существовало множество поверий, которые были отражены в разных жанрах фольклора — в песнях и сказках, легендах и преданиях.

Этнограф Владимир Даль определял поверья как «всякое укоренившееся в народе мнение или понятие, без разумного отчета в основательности его» . Исследователи связывают устойчивость суеверий с особенностью памяти: если примета случайно сработала, этот факт запоминается, а большинство других случаев, когда примета не сработала, забываются. Человек связывает свои действия и мифические убеждения: суеверные люди произносят магические слова, носят амулеты и талисманы. Часто суеверия становятся развлечением, поэтому так популярны гороскопы и гадания.

Многие из поверий объясняли, как вести себя при встрече с представителями низшей славянской демонологии — русалками, лешими и домовыми. Другие существовали в форме примет. Например, вой собаки или крик совы толковали как предвестников несчастья, а дождь в начале любого дела считали добрым знаком. Поверья также передавались в жанре быличек — страшных рассказов о нечистой силе, которая якобы подстерегала крестьянина на каждом шагу.

1.3. Классификация поверий

Данная классификация составлена на основе книги В.И.Даля «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» .

В 1 группу входят «любопытные заметки о тайнах живописи, вроде следующих:

1. Под золотой пробел краски творить на яйцо, а яйцо бы свежее было, желток с белком вместе сбить гораздо, да тут закинуть соли, ино краска не корчитца, на зубу крепка. И первое разбить, процедить сквозь плат.

2. Трава на реке на берегу растет прямо в воду. Цвет у нее желт, и цвет от нее отщипать да ссушить. Да камеди положить и ентарю прибавить да стереть все вместе и месить на пресном молоке. Пиши, что хошь, будет золото и др.

Ко 2 группе относят поверья, «изобретенных первоначально для того, чтобы застращать человека, заставить, малого и глупого, окольным путем, делать то, чего напрямик добиться от него было бы несравненно труднее. Эти поверья каждый мальчишка затверживает с тятей и мамой, повинуется им безответно и следует им безотчетно», например:

3. Не сорить, не ронять ни одной крошки хлеба, иначе будет голод и неурожай;

4. Если кто за обедом, не доев своего ломтя хлеба, возьмется за другой, или отломит кусок от другого, то кто-нибудь из близких оголодает или будет терпеть нужду и др.

К 3 группе поверьев относятся такие, «кои в сущности своей основаны на опыте, на замечаниях, но которые при всем том к каждому частному случаю применены быть не могут, потому что в них есть только общий смысл. Сюда относятся замечания о Погоде, об урожае, или так называемый календарь земледельца»:

5. Зима без трех подзимков не живет. Через 6 недель после первого снега с морозом, становится зима;

6. В день Благовещения и Светлого Христова Воскресения бывает одинаковая погода;

7. В день Алексея Божьего человека, 17-го марта, разверзаются все подземные источники и др.

В 4 группу входят шуточные поверья:

8. когда стоят жестокие морозы, то должно с вечера насчитать 12 лысых, поименно, назвав последним самого лысого, у которого голова как ладонь, от бровей до затылка: на нем мороз лопнет.

9. Правая ладонь чешется - отдавать деньги, левая - получать; локоть чешется - на новом месте спать; переносье чешется - о мертвом слышать; кто щекотлив, тот и ревнив;

10. За первым вешним громом выбежать умыться дождевой водой, с золотым кольцом на пальце, или ухватиться за карман, в котором деньги, что делают также, увидав молодой месяц, и сказать, при деньгах! - богат будешь и др.

Такая классификация поверий представлена Владимиром Ивановичем Далем. Если внимательно прочитать все поверья, можно встретить и те, что существуют и по сегодняшний день.

Глава 2

2.1. Поверья в наших семьях

Мы уже говорили о том, что на уроке удивились факту, что приметы и поверья, озвученные нами, оказались схожими.

Так, например, в наших семьях существуют поверья:

  1. Если столб обходите с разных сторон – это к ссоре. Нужно обходить с одной стороны. А если все-таки обошли с разных, надо сказать «привет», - тогда ссоры не будет.
  2. Если, выйдя из дома, что-то забыл и нужно вернуться, обязательно посмотрите в зеркало и улыбнитесь. Тогда все будет в порядке.
  3. Если споткнулся, нужно 3 раза постучать носком о землю и сказать: «Три, три, чтобы не было беды».
  4. Если рассыпали соль, нужно поверх соли насыпать сахар и порезать соль и сахар ножом.
  5. Если дорогу перебежала черная кошка, нужно взять за пуговицу на одежде и перейти то место, где пробежала кошка. Беды не будет.

Результаты изучения содержания поверий представлены на диаграмме (указано количество от общего числа учащихся (семей) – 13):

Как мы видим из диаграммы, несмотря на разную национальную принадлежность наших семей, поверья в большей части схожи по содержанию.

2.2. Поверья в нашем классе

Работая над исследованием по данной теме, мы думали, что поверья и приметы свойственны нашим мамам, папам, бабушкам, дедушкам, то есть взрослым людям. Но оказалось, что это не так. Когда мы обсуждали с ребятами результаты проведенного опроса, выяснилось, что одноклассники тоже обращают внимание на поверья.

Мы решили провести анкетирование и среди ребят. Изучение ответов одноклассников показало интересный результат. Оказалось, что, кроме известных многим поверий (1 - пятак под пятку в ботинок на удачу при контрольной – 9 (из 13), 2 - про черную кошку – 12 (из 13), 3 - скрещенные пальцы на удачу при оглашении результатов контрольной работы – 13 (из 13), есть и такие, в которые ребята стали верить.

Например, во время линейки в понедельник получил замечание, вся неделя будет неудачной. Или если первым уроком физкультура, день пройдет хорошо. Не понял тему на уроке сегодня – завтра обязательно спросят.

Как видно из опроса одноклассников, ребята не только обращают внимание на существующие поверья, но и подмечают свои.

Список литературы

  1. Даль В.И. «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа». – СПб., 1996.
  2. Отличия примет и суеверий: www.pern-flower.org
  3. Панкеев И. А. «Тайны русских суеверий». – М.: Яуза, 1998.
  4. Происхождение примет и их история. Откуда берутся приметы: www.sueveriya.ru
  5. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. - М.: Ридерз Дайджест, 2004.
  6. Современные приметы и суеверия: www.wiolif.ru
  7. Суеверия в России: наследие предков или глупость: www.chuchotezvous.ru
  8. Е.В. Чупрынина Волгоградский государственный педагогический университет
  9. Харченко В. К. Язык народной приметы // Рус. яз. в шк. 1992. № 1. С. 78–82.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены