РАЗРАБОТКИ
|
Исследовательская работа "Поверья у нас одни..."Руководитель: Введение Каково же было наше удивление, когда мы прочитали свои ответы и услышали ответы одноклассников. Оказалось, что основная часть поверий у нас одинаковая. Возможно, вы спросите: «Ну и что в этом такого удивительного?» А удивительное, действительно, есть. Наш класс – многонациональный. В нем учатся русские, казахи, чеченцы. Национальностей несколько, а поверия, как оказалось, одинаковые. Тогда у нас и возникла идея изучить поверия наших семей и выяснить, есть ли в них различия. Цель исследовательской работы – сравнение поверий наших семей и подтверждение мысли об их схожести вне зависимости от национального признака. Задачи:
Объект: семейные поверья Предмет: содержание поверий в семьях нашего класса Гипотеза: несмотря на различия в национальной принадлежности наших семей, поверья по своему содержанию мало отличаются друг от друга. Актуальность нашей работы в том, что проходят века, совершаются научные открытия, человек может объяснить многие явления природы, но продолжает верить в приметы и следует им, как это делал много лет назад, когда значительная часть того, что происходило вокруг, оставалась за гранью его понимания. В процессе работы были использованы следующие методы исследования:
Глава 1. 1.1. Что такое поверье? Для того чтобы иметь полное представление о том, что такое поверье, обратимся к научным источникам. Свободная энциклопедия «Википедия» дает такое определение поверью: «…жанр фольклора, который часто выражается в повествованиях, традициях, ритуалах, пословицах и рифмах. Он также включает в себя широкий спектр поведения, выражений и убеждений» . Викисловарь так определяет поверье: «убеждение, предание, идущее из старины и обычно основанное на суеверных представлениях» . В толковом словаре Ожегова поверье – это «идущее из старины и живущее в народе убеждение, вера в примету». «Предание, основанное на суеверии, убеждении в существовании мистических связей между явлениями» - такое объяснение поверью мы читаем в Современном толковом словаре русского языка под редакцией Ефремовой Т.Ф. В Толковом словаре Ушакова Д. Н. поверье – это «предание, основывающееся на суеверных, мистических представлениях». 1.2. История возникновения поверий История возникновения народных поверий, примет и обычаев уходит в далекое прошлое, во времена языческих поверий. Люди пытались всячески защитить себя от могущественной и непознанной природы, когда оказывались перед страхом, который появляется от вещей, не имеющих логического объяснения. Люди искали закономерности, анализировали собственные наблюдения. Таким образом появились злые и добрые духи, плохие и хорошие приметы, начали появляться ритуалы и обычаи, призванные защитить и помочь выжить человеку в этом мире. Неожиданные события в жизни, трагические и счастливые случайности русские крестьяне нередко объясняли происками мифологических существ. Существовало множество поверий, которые были отражены в разных жанрах фольклора — в песнях и сказках, легендах и преданиях. Этнограф Владимир Даль определял поверья как «всякое укоренившееся в народе мнение или понятие, без разумного отчета в основательности его» . Исследователи связывают устойчивость суеверий с особенностью памяти: если примета случайно сработала, этот факт запоминается, а большинство других случаев, когда примета не сработала, забываются. Человек связывает свои действия и мифические убеждения: суеверные люди произносят магические слова, носят амулеты и талисманы. Часто суеверия становятся развлечением, поэтому так популярны гороскопы и гадания. Многие из поверий объясняли, как вести себя при встрече с представителями низшей славянской демонологии — русалками, лешими и домовыми. Другие существовали в форме примет. Например, вой собаки или крик совы толковали как предвестников несчастья, а дождь в начале любого дела считали добрым знаком. Поверья также передавались в жанре быличек — страшных рассказов о нечистой силе, которая якобы подстерегала крестьянина на каждом шагу. 1.3. Классификация поверий Данная классификация составлена на основе книги В.И.Даля «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» . В 1 группу входят «любопытные заметки о тайнах живописи, вроде следующих: 1. Под золотой пробел краски творить на яйцо, а яйцо бы свежее было, желток с белком вместе сбить гораздо, да тут закинуть соли, ино краска не корчитца, на зубу крепка. И первое разбить, процедить сквозь плат. 2. Трава на реке на берегу растет прямо в воду. Цвет у нее желт, и цвет от нее отщипать да ссушить. Да камеди положить и ентарю прибавить да стереть все вместе и месить на пресном молоке. Пиши, что хошь, будет золото и др. Ко 2 группе относят поверья, «изобретенных первоначально для того, чтобы застращать человека, заставить, малого и глупого, окольным путем, делать то, чего напрямик добиться от него было бы несравненно труднее. Эти поверья каждый мальчишка затверживает с тятей и мамой, повинуется им безответно и следует им безотчетно», например: 3. Не сорить, не ронять ни одной крошки хлеба, иначе будет голод и неурожай; 4. Если кто за обедом, не доев своего ломтя хлеба, возьмется за другой, или отломит кусок от другого, то кто-нибудь из близких оголодает или будет терпеть нужду и др. К 3 группе поверьев относятся такие, «кои в сущности своей основаны на опыте, на замечаниях, но которые при всем том к каждому частному случаю применены быть не могут, потому что в них есть только общий смысл. Сюда относятся замечания о Погоде, об урожае, или так называемый календарь земледельца»: 5. Зима без трех подзимков не живет. Через 6 недель после первого снега с морозом, становится зима; 6. В день Благовещения и Светлого Христова Воскресения бывает одинаковая погода; 7. В день Алексея Божьего человека, 17-го марта, разверзаются все подземные источники и др. В 4 группу входят шуточные поверья: 8. когда стоят жестокие морозы, то должно с вечера насчитать 12 лысых, поименно, назвав последним самого лысого, у которого голова как ладонь, от бровей до затылка: на нем мороз лопнет. 9. Правая ладонь чешется - отдавать деньги, левая - получать; локоть чешется - на новом месте спать; переносье чешется - о мертвом слышать; кто щекотлив, тот и ревнив; 10. За первым вешним громом выбежать умыться дождевой водой, с золотым кольцом на пальце, или ухватиться за карман, в котором деньги, что делают также, увидав молодой месяц, и сказать, при деньгах! - богат будешь и др. Такая классификация поверий представлена Владимиром Ивановичем Далем. Если внимательно прочитать все поверья, можно встретить и те, что существуют и по сегодняшний день. Глава 2 2.1. Поверья в наших семьях Мы уже говорили о том, что на уроке удивились факту, что приметы и поверья, озвученные нами, оказались схожими. Так, например, в наших семьях существуют поверья:
Результаты изучения содержания поверий представлены на диаграмме (указано количество от общего числа учащихся (семей) – 13): Как мы видим из диаграммы, несмотря на разную национальную принадлежность наших семей, поверья в большей части схожи по содержанию. 2.2. Поверья в нашем классе Работая над исследованием по данной теме, мы думали, что поверья и приметы свойственны нашим мамам, папам, бабушкам, дедушкам, то есть взрослым людям. Но оказалось, что это не так. Когда мы обсуждали с ребятами результаты проведенного опроса, выяснилось, что одноклассники тоже обращают внимание на поверья. Мы решили провести анкетирование и среди ребят. Изучение ответов одноклассников показало интересный результат. Оказалось, что, кроме известных многим поверий (1 - пятак под пятку в ботинок на удачу при контрольной – 9 (из 13), 2 - про черную кошку – 12 (из 13), 3 - скрещенные пальцы на удачу при оглашении результатов контрольной работы – 13 (из 13), есть и такие, в которые ребята стали верить. Например, во время линейки в понедельник получил замечание, вся неделя будет неудачной. Или если первым уроком физкультура, день пройдет хорошо. Не понял тему на уроке сегодня – завтра обязательно спросят. Как видно из опроса одноклассников, ребята не только обращают внимание на существующие поверья, но и подмечают свои. Список литературы
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
20 интересных фактов о школах в разных странах Сочинение ученика 11 класса «Этот мир многоязычен» Плюсы хорошего поведения в школе Как выбрать кружок для ребенка: Советы для родителей Использование нейропсихологического подхода на уроках русского языка |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены