РАЗРАБОТКИ
|
«Междисциплинарный подход в обучении физике и биологии: опыт реализации проекта «Экодом» в программе Международного бакалавриата»Қажкен Назгүл Жанабекқызы В современном образовании все большее значение приобретает междисциплинарный подход, позволяющий учащимся формировать целостное представление о мире и развивать навыки комплексного решения проблем. Особенно актуален такой подход в естественнонаучном образовании, где знания из различных дисциплин тесно переплетаются. В данной статье рассматривается опыт реализации междисциплинарного проекта "Экодом", объединяющего физику и биологию, в рамках программы Международного бакалавриата (IB). Проект "Экодом" был разработан как часть констатирующего оценивания в рамках междисциплинарного юнита, посвященного теме изменения климата. Ключевой концепцией юнита стало "Изменение", а глобальным контекстом - "Научно-технические инновации". Основная идея исследования заключалась в том, что последствия взаимодействия человека с природой способствуют развитию инноваций и научно-технического прогресса. Учащимся 8-х классов было предложено в группах по 4-5 человек разработать и создать модель экодома - постройки, выполненной по специальной технологии из экологически чистых материалов. Проект преследовал несколько целей: 1. Развитие междисциплинарного понимания экологических проблем В ходе работы над проектом учащиеся интегрировали знания из различных предметных областей. На уроках физики они изучали основные причины изменения климата, влияние антропогенного фактора, виды возобновляемых источников энергии и способы получения экологически чистого электричества. На уроках биологии рассматривались экологические сообщества, взаимодействие живых организмов в экосистемах, влияние климатических факторов на растительность. Проектная работа включала в себя как практическую часть - создание макета экодома, так и теоретическую - подготовку письменного обоснования проекта. Учащиеся должны были описать концепцию экодома, обосновать выбор места для его строительства, проанализировать используемые материалы и технологии, объяснить применение возобновляемых источников энергии. Особое внимание уделялось развитию навыков научной коммуникации: использованию специальной терминологии, корректному цитированию источников, логичному изложению идей. Оценивание проекта проводилось по трем основным критериям Международного бакалавриата: анализ, синтез и рефлексия. Это позволило комплексно оценить не только предметные знания учащихся, но и развитие их метапредметных навыков. Особенно важным аспектом стала рефлексия, в ходе которой учащиеся анализировали развитие собственного междисциплинарного понимания и его влияние на их дальнейшие действия. Реализация проекта "Экодом" показала высокую эффективность междисциплинарного подхода в обучении. Учащиеся продемонстрировали глубокое понимание взаимосвязей между различными аспектами экологических проблем, развили навыки критического мышления и творческого подхода к решению задач. Важным результатом стало формирование у учащихся целостного представления о взаимодействии человека и природы, а также осознание роли научно-технических инноваций в решении глобальных проблем. Опыт реализации данного проекта может быть полезен для педагогов, работающих по программам Международного бакалавриата, а также для всех учителей, стремящихся внедрять междисциплинарный подход в преподавании естественнонаучных дисциплин. Подобные проекты не только повышают мотивацию учащихся к изучению предметов, но и способствуют формированию ключевых компетенций, необходимых для успешной деятельности в современном мире.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены