РАЗРАБОТКИ
|
Теоретический аспект формирования самостоятельности у обучающихсяИсследование вопроса воспитания самостоятельности индивида имеет длительную историю. Ее корни достигают философских трактатов ученых Древней Греции, имеющие дальнейшее развитие в работах таких известных отечественных психологов, как Б. Ананьев, К. Абульханов-Славская, П. Блонский, Л. Выготский, В. Давыдов, О. Леонтьев, С. Рубинштейн, и педагогов М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера,Т. Алмазова, П.И. Пидкасистого, и др., которые отмечали, что самостоятельность является одним из главных качеств субъекта учебной деятельности, которое предполагает наличие конкретных характеристик, свойств, умений и навыков. Самостоятельность является основным вектором взросления, поскольку представляет собой инициативное, ответственное поведение, которое не зависит от чьего-либо влияния, совершается без помощи со стороны, своими силами. Среди исследователей длительное время велись дискуссии о том, в каком именно возрасте и в каком виде проявляется самостоятельность, какое поведение ребенка считается самостоятельным. Одни ученые (В. Крутецкий, М. Левитов, В. Селиванов и др.) отмечают, что настоящая самостоятельность характерна лишь для взрослого человека; другие (В. Бабий, Т. Быстрова, К. Оспанова, Л. Ростовецкая) под самостоятельностью понимают развитое качество, проявляющееся у подростков; некоторые исследователи (Ш. Амонашвили, Г. Цукерман и др.) описывают ярко выраженную самостоятельность у детей шестилетнего возраста; однако такие исследователи, как Г. Година, Т. Гуськова, О. Кононко, О. Люблинская, доказывают, что тенденции к самостоятельности проявляются уже у детей третьего года жизни в период кризиса «Я сам». Несмотря на то, что мнения исследователей в вопросе определения сроков противоречивы, они сходятся в том, что самостоятельность представляет собой важнейшую характеристику индивида, без которой он не будет полноценным. Обусловлено это зависимостью исследуемого феномена от следующих факторов:
Психофизиологический механизм самостоятельности зависит от изменений, происходящих в процессе развития детей в определенный возрастной период. К примеру, на начальном этапе дошкольного детства самостоятельные действия ребенка, обогащаясь и приобретая системность, постепенно принимают форму деятельности. На среднем этапе дошкольного возраста в различных видах деятельности проявляются разные формы самостоятельного поведения. Самостоятельностью является умение целенаправленно работать по плану, выбирать самые рациональные приемы учебного труда, корректно рассчитывать собственные силы и учитывать результаты своей деятельности. Самостоятельность подразумевает сформированность навыков саморегуляции, позволяющие оценить результаты собственных действий и корректировать их в случае необходимости. Большое значение имеет умение распределить свои усилия в процессе достижения поставленной цели . Необходимо обозначить структурный подход к самостоятельной деятельности, её сущность. Первоначально у ребенка наблюдается возникновение потребности к самостоятельной деятельности. Безусловно, самостоятельная деятельность ребенка состоит из действий, направленных на В теоретическом плане выделяется 3 направления деятельности в самостоятельной работе: познавательное, практическое и организационно-техническое. Данное положение позволяет говорить о безграничных возможностях развития познавательной, учебной, творческой, организационной, исследовательской самостоятельности. Практика работы показывает, что в формировании навыков самостоятельности можно выделить несколько этапов:
А.И. Савенков трактует понятие самостоятельность как личностное свойство, которое предполагает:
Н.А. Ветлугина определяет самостоятельную художественную деятельность детей, которая возникает по инициативе самого ребенка. Мотивы ее возникновения не всегда и не сразу очевидны, и на первый план выступает её спонтанный характер. Также она выделяет, что если выявить мотивы и источники становления этой деятельности, то можно будет найти приемы косвенных воздействий, способствующих развитию детской инициативы. Многими авторами самостоятельность рассматривается как общая характеристика регуляции личностью своей деятельности, отношений и поведения. Источником развития самостоятельности личности является опыт. Опыт самостоятельной творческой деятельности снижает у ребенка тревожность, развивает уверенность в своих силах. Таким образом, в определении сущности понятия самостоятельность ученые отличают самостоятельность как качество личности, которое обеспечивает достаточно устойчивую тенденцию к независимости и инициативному поведению и самостоятельность, как характеристику деятельности, ситуативное проявление (ребенок справляется с заданием только в определенных условиях или только с определенным заданием). Основываясь на позициях таких исследователей, как А.Т. Алимов , Н.А. Маркова и др., под самостоятельность мы понимаем способ деятельности, который обусловлен тем, что дети с раннего возраста связаны с освоением разных видов деятельности (игровой, трудовой, предметной, познавательной, продуктивной). Наше мнение такого, что формирование самостоятельности как характеристики способа деятельности представляет собой первый этап в развитии данного явления и выступает функциональной ступенью в процессе воспитания самостоятельности как качества индивидуума. Говоря иначе, на основе самостоятельности у детей формируется идеальный образ себя как самостоятельного деятеля, для которого свойственен определенный тип отношений к себе самому, к окружающим людям, к определенному виду деятельности. На развитие самостоятельности также оказывают влияние уровень сформированности эмоциональной сферы ребенка, его интеллекта и воли. Самостоятельность, как базовое качество личности, помогает ребенку приобрести уверенность в себе, способность разрабатывать и реализовывать свою стратегию жизнетворчества, решать различные жизненные проблемы. На уровень сформированности самостоятельности влияют условия, в которых ребенок воспитывается, окружающая среда (биологические, социальные, физические, культурные факторы), познавательные и эмоциональные процессы, соответствующие возрастной зрелости. Исследователи выделяют три важных компонента самостоятельности: интеллектуальный, волевой и эмоциональный. Главными компонентами интеллектуальной составляющей вступают традиционное и продуктивное мышление. С исследуемой нами проблемой напрямую связано продуктивное мышление, поскольку оно отвечает за умение решать новые задачи, ориентироваться в ситуациях, которые возникают перед детьми. Самостоятельность непосредственно связана с волей, по этой причине решение поставленной задачи ребенком предполагает наличие целеустремленности, настойчивости. Волевые качества индивида является фундаментом самостоятельности. Самостоятельный ребенок всегда обладает достаточно сильно развитой волей, он уверен в достижении своей цели и решителен в собственном выборе. Что касается волевого компонента, то самыми важными выступают две характеристики, которые оказывают влияние на формирование самостоятельности :
В условиях правильно организованного процесса воспитания у детей можно сформировать такие значимые качества, как ответственность, дисциплинированность, организованность пр. Знания являются основой для подготовки ребенка к самостоятельной деятельности. К сожалению, в образовательном пространстве образовательной организации часто усвоение знаний и формирование жизненной компетентности отделены друг от друга. Ведь знание само по себе в условиях наличия соответствующего опыта их использования не является показателем жизненной компетентности, поэтому знания, умения, навыки требуют реализации в деятельности, без которой развитие самостоятельности будет невозможным. Знания, мотивы, навыки и поведение, которые влияют на развитие самостоятельности ребенка динамичны, поскольку по мере роста ребенка объем его знаний и умений увеличивается, развиваются внимание, мышление, моральные и волевые качества, от чего непосредственно зависит уровень развития самостоятельности.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены