РАЗРАБОТКИ
|
Музыкально-проектная деятельность как основа формирования слушательской культуры младших школьниковС. В. Сарина, Современное российское общество характеризуется государственно-политическими и экономическими изменениями, приводящими к утрате ценностных ориентиров, культурному и нравственному кризису личности. Поэтому рассматриваются вопросы воспитания общественно значимых личностных качеств подрастающего поколения через создание условий для раскрытия, развития и позитивной реализации способностей каждого обучающегося с учетом характера взаимодействия с окружающими людьми и средой в целом [2], [3]. Одним из условий знакомства учащихся с окружающим миром и воспитания в них культурной личности является формирование культуры слушания музыки, начиная с младшего школьного возраста. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (1 - 4 классы) к результатам освоения основной образовательной программы большое внимание уделяется вопросам овладения младшими школьниками опытом проектной деятельности, формирования умений и навыков в процессе выполнения индивидуальных и групповых проектов [7]. Вовлечение младших школьников в работу над проектами позволяет активизировать их творческий потенциал, содействовать развитию воображения, фантазии, активности, инициативности, навыка импровизации, необходимых в разных видах деятельности [5]. Для реализации требований стандартов нами накоплен определенный опыт включения младших школьников ГОУ «Забайкальская краевая гимназия-интернат» г. Читы в творческую музыкально-проектную деятельность. Уроки музыки ведутся на основе программы «Музыка», разработанной Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной [6]. В течение трех лет нами совершенствуется и внедряется проект «В музыкальном театре» при активном взаимодействии педагогического коллектива, детей и родителей. Практика показывает наличие не только положительных результатов деятельности, но и некоторые дидактические сложности внедрения предлагаемой идеи. Исходя из выше сказанного, цель нашей статьи: раскрыть понятие «слушательская культура» и показать опыт организации музыкально-проектной деятельности, направленной на её формирование у младших школьников. По утверждению Б. В. Асафьева, необходимо не только «наблюдать» за музыкой на уроках, но и вызывать творческий дар учеников, их способность «изобретения и комбинирования материала» [1]. Основой развития музыкальной культуры является понимание языка музыкального искусства, а также владение навыками общения на этом языке. Слушательскую культуру мы понимаем как интегрированное действие, представленное тремя компонентами: движением, речью, музыкой. Реализация данных компонентов способствует достижению следующих целей:
Проектная работа расширяет возможности урока музыки при использовании следующих видов и средств музыкальной деятельности:
Одним из важных условий разработки содержания программы по предмету «Музыка», согласно мнению Д. Б. Кабалевского, является использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений и импровизаций [4]. В нашей гимназии работает талантливый коллектив учителей и воспитателей. Совместным решением было объединить работу всех педагогов в долгосрочном проекте, который является одним из разделов программы предмета «Музыка» «В музыкальном театре». В разработке, совершенствовании и реализации принимают участие А. В. Ходаковская – преподаватель дополнительного образования, С. В. Сарина – учитель музыки, Н. В. Воложанина – руководитель вокальной студии, Е. А. Куйдина – руководитель танцевальной студии, Л. В. Васильева – воспитатель группы продленного дня, Н. В. Борисова – учитель начальных классов, М. Ю. Губина – библиотекарь. В результате совместной работы учителей, воспитателей, родителей и самих детей в гимназии успешно состоялись три спектакля: «Щелкунчик и мышиный король» – 2019 г., «Детский альбом на Новый год» – 2020 г., «Рождественская история» – 2021 г. В процессе подготовки представлений нами были выявлены некоторые дидактические особенности постановки музыкальных произведений. Так, при рассмотрении героев сказки Гофмана, оказалось необходимым более глубокое изучение сказки «Щелкунчик» и балета Чайковского с использованием метода погружения в тему. Совместное прослушивание сказки, просмотр фрагментов балета и их обсуждение позволили нам понять, что музыка предвосхищает события, то есть подсказывает развитие сюжета. Благодаря фантазии детей, исполняющих роли и использующих движения, нами была создана инсценировка фрагментов балета с элементами двигательной импровизации и хореографии. При создании сценария «Детский альбом на Новый год» особенностью и сложностью стало объединение программных пьес цикла произведений П. И. Чайковского со сказками Ш. Перро. При разработке сценария с учетом предметных требований пьесы были сгруппированы нами в тематические блоки:
Участники спектаклей приобретают определенные знания, умения и навыки, связанные с содержанием музыки. Происходит расширение их представлений о музыкальном жанре, они начинают глубже ощущать разницу в характере музыки песни, марша, танца. Развивается осмысленное отношение младших школьников к звучащей музыке. По утверждению С. Н. Юдочкиной, уяснить образный и эмоциональный строй пьесы учащимся позволяет стихотворный текст в сочетании с музыкальными интонациями [8]. Именно поэтому в театрализации музыкальных произведений нами используется оркестровое исполнение Детского альбома в звучании оркестра Спивакова. Реализуемая нами совместная коллективная деятельность в сотворчестве детей и взрослых позволяет подчеркнуть отношение композитора к детям, почувствовать домашний уют и семейное тепло, создать психологический комфорт. Необходимо отметить, что формирование первых представлений младших школьников о лучших образцах классической музыки, музыкальном искусстве обеспечивает развитие их предметных умений и навыков. Включение младших школьников в проектную деятельность позволяет погрузить их в многообразный мир музыки, развивать интерес, способствовать реализации их творческих способностей. Таким образом, слушательская культура младших школьников как интегрированное действие, представленное движением, речью и музыкой может формироваться в специально созданных для этого условиях. Основой формирования такой культуры является музыкально-проектная деятельность, реализуемая в урочное и внеурочное время. Опыт организации музыкально-проектной деятельности в сотворчестве учителей, детей и родителей показывает целесообразность предлагаемой нами работы.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены