РАЗРАБОТКИ
|
И.И. Срезневский – незабвенный для науки и Отечества муж…В пору великого двенадцатого года, В течение 200 лет из поколения в поколение род священников Срезневских нёс пасторское послушание в с. Срезнево. Дед И. И. Срезневского, священник Евсевий Иванович, был очень талантливым человеком. Он самостоятельно составлял географические карты района, занимался археологическими раскопками, писал ноты для духовных песнопений, хотя никогда этому не учился. Священники Срезневские традиционно были учителями в земской школе при Покровском храме. У о. Евсевия было большое семейство: шесть сыновей и одна дочь. Дав им всем начальное образование, он благословил продолжить обучение своего сына Иоанна, который имел к этому усердие. Провожая сына на учёбу, он дал ему всё, что у него было – серебряный рубль. В возрасте 12 лет Иван Евсеевич отправляется пешком за 70 вёрст в г.Рязань в семинарию, и на вопрос: «Назовите свою фамилию?» - долго не размышлял. «Из Срезнева я, Срезневский». С тех пор эта фамилия прославила не только Рязанскую землю, но и Россию. Другой сын – Иосиф Евсеевич также решил продолжить обучение. Оба сына Евсевия обладали необыкновенным трудолюбием и природными дарованиями. Они получили прекрасное образование и стали профессорами Иосиф – Казанского университета, а Иван – Харьковского. Впоследствии Измаил Иванович так вспоминал о своих предках: «Оба брата Срезневские оставили по себе память добрых, честных, благородных людей, и эта память была единственным моим вожатаем в жизни, с самого детства подавая мне руку помощи, там я и не воображал. Дай Бог и мне оставить моим детям такое же наследство»[5] И.Е. Срезневский был широко образованным человеком, активно участвовал в жизни Харькова, сочинял стихи в стиле классицизма, главной темой которых была патриотическая тема. Рассуждения Ивана Евсеевича Срезневского о любви к Отечеству и Православию во многом перекликались, в дальнейшем, со взглядами его сына – Измаила. Например, « любовью к Отечеству» он называл любовь к порядку, законам, к добродетели, к Православной вере, к общему и собственному благу.[5] И. Николаевский прочитал следующий экспромт: Учебно- литературные наклонности сказались у Измаила Срезневского очень рано: ещё ребёнком 8-9 лет он начал писать стихи. В 16 лет уже высказывал в письмах к родным желание посвятить себя учёным занятиям. Он получил начальное среднее образование дома, под руководством матери. Христианская доброта, смирение Елены Ивановны помогли ей сохранить хорошие отношения с друзьями мужа, которые приняли активное участие в воспитании старшего сына, в подготовке его к поступлению в университет. Измаил Иванович, а впоследствии и все его дети, получали домашнее образование только потому, что заботливые родители боялись дурного влияния сверстников в гимназии. В то время так поступали многие благочестивые христианские семьи. В 14 лет И.И. Срезневский поступил в Харьковский университет на факультет этико-политических наук, через три года получил степень кандидата. Гражданская служба нисколько не привлекала Измаила. Занятия малорусской этнографией, историей имели сначала любительский характер, много времени он уделял изучению юридических наук, политической экономии и статистики. В 1837 году И.И. Срезневский защитил магистерскую диссертацию «Опыт о сущности и содержании теории в науках политических». Лекции молодого профессора выгодно отличались обилием данных, живым изложением. Аудитория Срезневского всегда была полна слушателями. В 1839 году Измаил Иванович представил докторскую диссертацию «Опыт о предмете и элементах статистики и политической экономии». Обе диссертации свидетельствовали о начитанности, общем образовании, недюжинном уме и таланте их автора. Некоторые его мысли были очень свежи и оригинальны для того времени. Измаил Иванович принял предложение Министерства народного просвещения отправиться в славянские страны для подготовки к званию профессора славянской филологии. К этому времени его политическое мировоззрение вполне сформировалось. Не случайно И.И. Срезневский записывает понравившееся ему высказывание: «Рим погиб, сделавшись монархией, а Россия погибнет, когда наденет республиканскую тогу»[5]. 4 Возможность всяких революционных перемен И.И. Срезневский отвергал. Он всегда оставался истинно русским человеком. В письме к матери из Курска он писал: «…как я любил слушать рассказы о милой моей родине и о русских…».[3] В 1839 году он выехал за границу, где провёл почти три года, путешествуя (часто пешком) по Чехии, Моравии, Силезии, Хорватии, Словении и другим странам, изучал местные говоры, собирал песни, пословицы и другие памятники народной словесности, знакомился с бытом и нравами славян. Вернувшись из-за границы в 1842 году, И.И. Срезневский занял кафедру славистики в Харькове. В своих статьях 40-х годов он настойчиво доказывал необходимость изучения славянства для дальнейших успехов русской науки и культуры, писал о роли России в возрождении славянских народов. Славянские симпатии, патриотизм, участие в общих журналах и сборниках, восхищение поэзией А.С. Хомякова, сближало И.И. Срезневского со славянофилами. Измаил Иванович был убеждён «…что никто и никакими усилиями не вытолкнет Россию из системы человечества , никто не убьёт её самобытного характера, но ей самой бесчестно губить своё достоинство».[2] В 1846 году Измаила Ивановича пригласили на кафедру в Санкт-Петербургский университет. В 1847 году он перебрался в Петербург, где и прошла остальная часть жизни. В это время появляются работы Каткова, Аксакова, Буслаева, посвящённые изучению русского и церковнославянского языков. К этому научному движению скоро присоединился и И.И. Срезневский со своими замечательными «Мыслями об истории русского языка» (1849г). Этот труд содержит 39 тысяч слов, извлечённых из 2700 памятников письменности 10-14 вв. В основе «Мыслей об истории русского языка» И.И. Срезневского лежит идея о том, что сохранение Отечества, национального характера и родного языка – единственно верный путь процветания народа. Основная идея работы заключается в следующих словах Срезневского «Народ выражает себя в языке своём. История языка нераздельная с историей народа должна входить в народную науку, как её необходимая часть» [2] Лекции И. И. Срезневского посещали министр народного просвещения С.С. Уваров, попечитель Санкт – Петербургского учебного округа А.И. Мусин-Пушкин, ректор университета П.А. Плетнёв. В 1847 году И.И. Срезневский был приглашён в педагогический институт, одновременно он был назначен цензором Санкт-Петербургского цензурного комитета. В 1849 году второе отделение Академии наук избрало учёного своим адъюнктом, а в 1851 году – экстраординарным академиком, в 1854 году – ординарным. Главная деятельность И.И. Срезневского делилась между Санкт-Петербургским университетом и академией. Важное место учёный отводит в своём труде «Об изучении языка вообще и особенно в детском возрасте» значению языка в жизни человека, становлению его духовных сил с помощью языка. «Знание родного языка необходимо как важнейшее условие и орудие образования каждого человека отдельно и образованности народной вообще» [1] И.И. Срезневский утверждал, «…что надо объяснять детям значение слов не только на уровне представлений и понятий, упражнять не только память детей, но и мышление, заставлять вдумываться в значение слов, находить связи между ними»[2] Одним из важнейших направлений научной деятельности И.И. Срезневского становится издание и комментирование памятников древнерусской письменности. Наиболее важными из изданий были: И.И. Срезневский говорил: -«Словарь отечественного языка есть одна из самых необходимых настольных книг для всякого образованного человека, тем более для литератора и писателя».[4] -«Хороший словарь должен удовлетворять каждого из тех, кто к нему прибегает»[4] Член-корреспондент АН СССР Бархударов С.Т. очень высоко оценил главный труд И.И. Срезневского: «Словарь Срезневского - величественный памятник русской исторической лексикографии. Как всякий труд, он никогда не утратит своего исторического значения, даже тогда, когда будут изданы более совершенные словари древнерусского языка»[4] Большое значение в жизни И.И. Срезневского имели поэзия и искусство. Среди стихотворений, написанных им, обращает на себя внимание «Молитва», полная горячей любви к Родине. Также учёный любил печатать близкие ему по духу православно- патриотические стихотворения П.А. Вяземского, М. А. Дмитриева. Особо он восхищался поэзией А.С. Хомякова. И.И. Срезневский всегда давал высокую оценку литературному творчеству Н.В.Гоголя, Т.Г.Шевченко. С А.Н. Майковым он был в дружеских отношениях издавна. Из произведений русского искусства Срезневскому особенно нравилась картина Иванова «Явление Христа народу». В 1875 году он посетил в Париже мастерскую В.Д. Поленова, с которым был близок по духу. Особенно близок был Срезневский с П.П. Чистяковым, впоследствии профессором Академии Художеств, знаменитым учителем Поленова, Репина, Серова, Врубеля. Измаил Иванович, как знаток музыки, всем своим детям дал музыкальное образование. Слова учёного о том, что язык – «скрепа семей и поколений» стали пророческими в его судьбе. Как отец и учитель Измаил Иванович воспитал восьмерых детей, четверо из которых стали крупными учёными. Ольга Измайловна (1845-1930) – писательница, переводчик. После кончины отца занялась изданием его трудов, в том числе «Словаря древнерусского языка». Борис Измайлович (1857-1934) –профессор физики и метереологии. Вячеслав Измайлович (1849-1937) – российский учёный создал несколько типов специальных фотоаппаратов. К тому же он был спортсменом, конькобежцем. Император Николай II назначил его председателем олимпийского комитета для подготовки сборной России к Олимпийским играм. Всеволод Измайлович (1867-1936) – пошёл по стопам отца стал филологом, историком. Дочери Срезневских, Людмила, Надежда были художницами, Вера – певицей. И.И. Срезневский всего один раз, в 1877 году, побывал на родине своих предков в с. Срезневе. Впечатления об этом событии были очень ярки, сердце его напиталось благодатью этих мест, и до конца жизни своей он с трепетом вспоминал каждую минуту, проведённую в Срезневе. За время своего пребывания в селе Измаил Иванович встречался с крестьянами, живо интересовался их нуждами, а позже для них из Петербурга стали поступать посылки с гомеопатическими препаратами. После этой поездки у него завязалась переписка с местным дворянином – благотворителем А.И. Измайловым. Возвращаясь из Срезнева в Петербург, учёный не мог не посетить Старую Рязань, где воочию осмотрел те места, которые были описаны им при переводе «Повести о разорении Рязани Батыем». 7 Скончался И.И. Срезневский в Петербурге в ночь на 9 (22) февраля 1880 года. Вот как описывала рязанская пресса тех лет встречу и проводы праха покойного академика «…этот доблестный муж, бескорыстный служитель науки, для которого она была священна и выше всего и которой он оказал неоценимые заслуги; этот высокий наставник и просветитель отечественного юношества, тысячи которого обязаны ему своим образованием; этот неутомимый деятель, которого мысль, труд и служение посвящены были целому Отечеству нашему, принадлежат нам - рязанцам по корню рода своего, из села Срезнева Спасского уезда. Счастлив Рязанский край, что ему досталось принять в свои недра и чтить своею памятью драгоценный прах его – незабвенного для науки и Отечества мужа» Заключение Сегодня интерес к работам Измаила Ивановича Срезневского огромен. Его вклад в развитие славяноведения, изучение древнерусского языка, письменных источников поистине неоценим, о чем свидетельствует признание заслуг российского ученого. Известный учёный – филолог был почётным членом 32 академий и научных обществ Европы, среди которых Королевская академия истории в Мадриде, Бельгийская академия археологии в Антверпене. И. И. Срезневский – выдающийся русский филолог, славист, русист, крупнейший знаток старославянской письменности, замечательный лексикограф, фольклорист и этнограф, один из видных отечественных педагогов и методистов. Он был исключительно порядочным человеком и семьянином, и, сохраняя традиции старинного священнического рода Срезневских, воспитал талантливых счастливых детей – «отчизне в честь и на отраду нам». И мы, рязанцы, должны гордиться тем, что наша земля дала России и всему миру такого бескорыстного деятеля науки, верного служителя Отечества! Список литературы и интернет – ресурсы
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены