РАЗРАБОТКИ
|
Проектная задача как способ формирования и оценки метапредметных результатов в начальной школеФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обусловил необходимость создания новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса в школе в целом, к поиску и разработке новых моделей и технологий образования младшего школьника в частности. В качестве важнейших задач образования выдвинуты саморазвитие, самостоятельность, творчество ребенка, а также раскрытие способностей каждого ученика, воспитание его как личности, готовой к жизни в современном мире. Таким образом, современное образование ориентировано не на трансляцию (передачу) знаний, а на выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении таких приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, т.е. возникает необходимость в измерениях, отслеживании процесса формирования УУД. Одной из таких форм является проектная деятельность. Но, по мнению некоторых исследователей, проектная деятельность среди учащихся начальных классов может существовать лишь в какой-то элементарной форме (конструирование, рисование, игра и т.п.), а научно-исследовательская практически невозможна. Причинами этого чаще всего называли физиологические возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Поэтому на начальном этапе освоения этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которая подготовит ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене. Проектная задача - это набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение «продукта», и одновременно качественное самоизменение учащихся (А.Б. Воронцов) Участвуя в решении проектных задач, учащиеся имеют возможность осуществлять пробы, поиски, испытания способов и средств действия, конструируемых в ходе решения системы проектных задач, в разных, специально созданных ситуациях. И, с другой стороны, - учащиеся фактически осваивают способы проектирования как базу для будущей проектной деятельности в основной и старшей школе. Концептуальную основу метода проектных задач составляет задачный подход. В образовательной практике используются разные типы задач:
Но все эти виды задач не позволяют научить ребенка самостоятельному выбору способа решения задачи в проблемной ситуации, стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто (включая учителя) не знает до получения решения, содержательно мотивировать поиск решения в малой группе, оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации (в отличие от творческой задачи), но с использованием известных способов действия. А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы. Выполнение проектной задачи носит групповой характер и задает общий способ проектирования с целью получения нового, до этого неизвестного результата. Итак, проектные задачи в начальной школе есть шаг к проектной деятельности в основной школе. Они имеют творческую направленность. Решая их, дети могут придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность их использования в модельных ситуациях. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри ее, управление собственным поведением в групповой работе. Основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно такие задачи, дают возможность учителю наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы школьников. При этом проявляются умения планировать ход решения задачи, адекватно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль. Работа в группе позволяет: ДЕТЯМ:
УЧИТЕЛЮ:
Для реализации проектной задачи должны быть соблюдены условия:
В процессе работы над проектной задачей формируются следующие метапредметные УУД:
ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Количество и содержание проектных задач задаётся деятельностной технологией образовательной системы, которая реализуется в школе. Для них должно быть предусмотрено специальное время в рабочей программе учителей начальной школы Проектная задача – это один из основных инструментов, который позволяет оценить сформированность метапредметных компетентностей у учащихся начальной школы. Основным методом оценки метапредметных результатов является встроенное наблюдение. К такой работе можно привлекать других учителей, родителей и старшеклассников. Эксперты на протяжении всех этапов наблюдают за процессом решения задачи, ни в коем случае не вмешиваясь в него, фиксируют свои наблюдения в экспертных листах. Таким образом, постоянный сбор и анализ данных позволяют учителю вести мониторинг формирования метапредметных УУД. Для участия в решении проектной задачи обучающиеся были разделены на группы, с присвоением каждому ребенку номера. «Продукт» деятельности групп обучающихся может оформляться в брошюры, газеты, презентации и т.д. Проекты – победители защищаются творческой группой перед жюри. Непосредственно перед проведением ПЗ, определяются метапредметные компетенции, которые будут формироваться в процессе ее проведения. (приложение 1) Для оценки метапредметных УУД в процессе прохождения этапов ПЗ творческой группой учителей начальной школы были разработаны следующие документы:
НАЛИЧИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (в первые 10 - 15 минут) Наблюдение за группой в целом (отметьте нужное) 0. Целеполагание отсутствует уточнение задачи группы не обсуждается Участие и активность членов группы в целеполагании Ученики: поставить в каждой ячейке 0, 1, 2 или 3 0 – не участвовал(а) в выборе темы/формы работы ПЛАНИРОВАНИЕ Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (в первые 10 – 15 минут) Наблюдение за группой в целом (отметьте нужное) 0. Планирование отсутствует Участие и активность членов группы в планировании Ученики: поставить в каждой ячейке 0, 1, 2 или 3 0 – не участвовал(а) в планировании РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ и ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25 – 30 мин после начала) Наблюдение за группой в целом (отметьте нужное) 0. Распределения функций не было, каждый действовал «сам по себе» Распределение функций и их выполнение членами группы Ученики: поставить в каждой ячейке 0, 1, или 2 0 – в работе не участвовал(а) (независимо от того были или не были распределены функции) СООТВЕТСТВИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ПЛАНУ Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25 – 30 мин после начала) Ученики: поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2 0 – «активность» ученика не связана с планом работы группы КОНТРОЛЬ ПРОДВИЖЕНИЯ ПО ЗАДАНИЮ Отметки в карте наблюдений ставятся ближе к концу занятия (по истечении 30-35 мин) по результатам наблюдения в ходе всего занятия Наблюдение за группой в целом (отметьте нужное) 0. Контроль отсутствует Участие и активность в контроле членов группы Ученики: поставить в каждой ячейке 0, 1, или 2 0 – не участвовал(а) в контроле КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин) по результатам наблюдений в ходе всего занятия Возникновение конфликта. Ученики: роль в возникновении конфликта поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2 0 – инициатор конфликта Разрешение (завершение) конфликта Ученики: роль в разрешении конфликта поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2 0 – пытается настоять на своем, спорит, на компромисс не идет ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ и КОММУНИКАЦИИ УЧЕНИКА Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин) по результатам наблюдений в ходе всего занятия Активность/инициативность ученика и активность группы Ученики: поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2 0 – не проявляет активности Ориентация на партнера и согласованность позиций (децентрация) группы Ученики: поставить в каждой ячейке 0 или 1 0 – не слушает, перебивает, не учитывает мнения партнера Лидерство Ученики: поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2 0 – стремления к лидерству не проявляет, довольствуется ролью «ведомого» Карта наблюдения эксперта позволяет оценить состояние и динамику развития метапредметных УУД обучающихся. В итоговой защите представленных группами «продуктов» жюри использует 6. Оценочный лист защиты проекта Каждый критерий оценивается по 5- бальной шкале По результатам проведения проектных задач оформляется протокол «Сформированность метапредметных образовательных результатов» по каждому обучающемуся и классу в целом, что это дает педагогу возможность оценить уровень сформированности метапредметных УУД и наметить для себя направления их дальнейшего развития по отношению к каждому ребенку и классу в целом Опыт работы над проектной задачей освещается на школьных городских и региональных семинарах и конференциях, освещён на сайте школы,
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены